В Сейм позвали чернокожего музыканта, чтобы понять – обидно ли ему быть «негром»

2022-2-10 22:00

Вопрос редактирования книг, удаления слов или составления списка запрещенных слов не стоит на повестке Сейма, но каждый должен думать о том, как его воспринимают другие люди при употреблении слова, подчеркнул на заседании Комиссии Сейма по гражданству, миграции и социальной сплоченности председатель комиссии Андрей Юдин.

Как пояснил директор Центра государственного языка (ЦГЯ) Марис Балтыньш, по запросу Бюро переводов Европейского парламента Экспертная комиссия по латышскому языку ЦГВ рассмотрела предложение о составлении латышских обозначений для различных рас и этнических групп в соответствии с принцип инклюзивного общения.

Центр госязыка констатировал, что в латышском языке слова «негр», «монгол», «русский», «азиат», «европеец», «американец» и им подобные столь же нейтральны, как «латыш», «литовец», "видземец", "рижанин". Поэтому указанные рекомендации сформированы с позиций употребления латышского языка и никоим образом не распространяются на употребление слов сходного происхождения в иностранных языках, где их стилистика может быть совершенно иной.

Лингвист Андрейс Вейсбергс пояснил, что слова «негр», «русский», «азиат» не являются оскорблениями, они не являются нецензурными, употребление которых следует исключить. Он упомянул, что словари действительно отмечают уничижительные названия народов, таких как фриц, ванька и другие.

Социальный антрополог Клавс Седлениекс признал, что с антропологической точки зрения слово «негр» проблематично, поскольку десятилетия назад был сделан вывод, что раса является социальной категорией, а не биологической.

«Когда мы используем слово «раса», мы несем с собой взгляд в то, что существует категория, в которую входят определенные люди», - сказал Седлениекс.

Он также поднял вопрос о том, зачем вообще нужно слово, описывающее социальную категорию. Социальный антрополог спросил, в каких контекстах форма глаз и цвет кожи важны для привлечения внимания. Он считает, что слово «негр» тоже выражает определенное отношение. В качестве примера Седлениекс упомянул слова «очкастый» и «плешивый», которые кажутся нейтральными по своей природе, но когда их произносят, человек тоже выражает отношение.

Аналогичного мнения придерживался и социальный психолог Ивар Аустерс, который сомневался, что слово «негр» вообще является этнонимом. То есть, люди упрощают в уме различные явления, чтобы их можно было лучше понять и классифицировать.

«Разнообразие раздражителей, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, требует некоторого понимания и упрощения, - объясняет Аустерс. - Точно так же раса существует только в умах людей».

«Ни одному биологу не сказали, где начинается одна раса и следующая. Эти категории позволяют нам упростить мир», - добавил он.

Социальный антрополог Агита Лусе также указала в комиссии Сейма, что в Латинской Америке «negro» - очень распространенное слово, но там люди имеют гораздо более конкретные представления о различных подкатегориях «negro», в основном этнических группах. В свою очередь, в Латвии существуют в основном стереотипы об этих этнических группах.

Впрочем, Однако подчеркнула она, уж точно нет необходимости вычеркивать слово «негр» из литературных и философских произведений, из названий художественных произведений и сочинений. Это слово прекрасно показывает позицию и мышление каждого автора или спикера.

Седлениекс подчеркнул, что, по его мнению, изменить употребление слов невозможно ни при каких условиях. Однако то, что было сказано в заключении ЦГЯ, вызвало дискуссию о том, почему существует общественная потребность в использовании слов, обозначающих расу.

«Это вопрос уважительной дискуссии друг с другом - использование категорий - которое показывает это уважение к другим людям. Речь не может идти о написании закона со списком слов, которые не следует использовать», - сказал социальный антрополог.

В заседании комиссии Сейма также принял участие Джордж Стилс, латышский музыкант афроамериканского происхождения, основатель ассоциации "AfroLat", которому позиция ЦГЯ показалась очень оскорбительной и необдуманной.

В свою очередь, депутат Ритварс Янсонс (НС) высказал мнение, что нейтральность слова «негр» зависит от того, как человек употребляет это слово. «Воспитанный человек вряд ли скажет: «Привет, негр!». Скорее, он скажет: «Добрый день, дамы/господа». По его мнению, людей попросту нужно научить правильно говорить слово «негр».

Депутат Арманд Краузе, в свою очередь, признал, что в быту использует слово «негр».

«Если я вижу маленькую, черную девочку, которая действительно вызывает у меня позитивные эмоции, я могу сказать: «Ой, какая красивая негритянская девочка!». Если кто-то начинает мне указывать на неуважение, то это задевает уже меня», - рассказал он.

Илона Кронберга, парламентский секретарь Министерства юстиции, напомнила, что ЦГЯ выполняет задачи в соответствии со своей компетенцией. Лингвисты оценивают слово с филологической точки зрения. Она пояснила, что слова, использованные в высказываниях, направленных на возбуждение национальной, национальной, расовой или религиозной вражды, оцениваются в соответствии с положениями статьи 78 Уголовного кодекса «Разжигание национальной, национальной или расовой ненависти».

Напомним, вчера языковед Вейсбергс заявил, что и слово «жид» в латышском языке не является оскорбительным. Почему сегодня в Сейм вместе с чернокожим музыкантом Стилсом не позвали представителей еврейства (хотя бы президента Латвии Эгила Левитса, имеющего еврейские корни), чтобы узнать, не оскорбляет ли их слово «жид», не сообщается.

.

Подробнее читайте на ...

негр слов социальный национальной цгя комиссии антрополог сейма