2018-10-10 19:22 |
Председатель Счетной Палаты России Алексей Кудрин в интервью латвийскому журналу «Открытый город» заверил, что еще можно наладить отношения между Латвией и РФ. Санкции не стали катастрофой - Если говорить о нынешней ситуации, в которой оказалась Россия, - какова, по-вашему, прочность ее экономики, сколько она может еще выдерживать санкционную нагрузку? - Те санкции, которым сегодня подверглась Россия, конечно, неприятны, но они не могут остановить наши темпы роста.
В прошлом году рост ВВП составил 1,5%, в этом году 1,8%. Может быть, примерно на 0,5% рост мог бы быть больше. Темпы роста определяют внутренние факторы.
Если санкционная нагрузка существенно возрастет, например, возникнут ограничения в работе российских государственных банков с крупнейшими западными банками, это будет более чувствительно, возможна даже рецессия на некоторое время. Но и это не станет катастрофой.
- Какими вам видятся сценарии развития отношений России и ЕС - в частности, с Латвией? Есть ли в обозримом будущем вероятность их улучшения?
- Товарооборот с Евросоюзом составляет 43% нашей внешней торговли, Европа - наш основной торговый партнер. И как культурная среда он ближе России, чем другие регионы, с которыми мы соседствуем. Поэтому я всегда всем говорил: какой бы вектор Россия не избирала, в том числе на восток, ближайшие 30 лет наш основной партнер - это все-таки Европа.
Никаких быстрых перемен не может произойти. Тому есть много причин. Прежде всего, Европа - это основной покупатель наших энергоносителей и другой продукции: металлов, химической промышленности, каких-то новых материалов, которые тоже производятся с учетом переработки сырья. Мы связаны взаимными услугами, туризмом, импортом как технологий, так и готовой продукции. В одночасье это не изменится. Я думаю, что мы все, и Европа, и Россия, не заинтересованы в изменении этих отношений.
Да, есть обстоятельства, которые сегодня сдерживают развитие связей, которые стали барьером, есть некоторые недопонимания. . . Но я надеюсь, что пройдет какой-то период, может, не такой уж маленький, может, 10 лет, и мы постепенно преодолеем эти проблемы. Но как я уже сказал, на 30 лет основное партнерство с Евросоюзом у нас сохранится.
- Какие перспективы вы видите для латвийского транзита?
- Мне трудно давать рецепты, но я считаю, что у Латвии есть возможность в рамках общих правовых и торговых взаимоотношений с Евросоюзом, не нарушая принципов, которые проводит ЕС, существенно улучшить и торговые, и деловые отношения с Россией.
- Но политика России сейчас нацелена на перевалку грузов через свои порты.
- Когда-то произошел такой разворот, в силу ряда обстоятельств, в том числе реакции на судьбу русскоязычного населения Латвии. Тем не менее прагматизм всегда у России стоял на первом месте. Я считаю, пространство для улучшений есть, но для этого требуются политические шаги и контакты. Как человек, который работал в правительстве, был и заместителем премьера, и возглавлял межправительственные комиссии - с Италией, с Великобританией, с Болгарией, другими странами, я вижу, что есть возможности в рамках двусторонних взаимоотношений наметить те проекты, которые мы хотели бы реализовывать вместе.
Я вас уверяю, что если такая инициатива будет, то пусть не сразу, не быстро, но шаг за шагом она может быть реализована.
Мы уже сегодня с рядом европейских стран имеем достаточно тесные и близкие отношения. Допустим, с Италией мы наращиваем сотрудничество. Почему мы не можем с Латвией так же? Италия действует в рамках общих европейских правил, но и с нами взаимодействует. Президент или премьер-министр Италии приезжает на петербургский форум, выступает, приезжает деловая делегация, подписываются соглашения. Почему это невозможно? Знаете, никто никого не отталкивает специально.
Да, когда-то в силу политических обстоятельств было принято решение - пропускать транзит через российские порты. При этом это очень прагматичное и рациональное решение - давайте сами зарабатывать на этом транзите, давайте этот бизнес создадим для своих граждан.
Это решение никак не исключает другие возможности для сотрудничества между соседними странами. Есть приграничная торговля, есть культурные связи - этот потенциал раскрыт не до конца.
- Российским деньгам сейчас не очень уютно в западных банках. Вот и латвийские банки отказались от половины клиентов-нерезидентов. Как вы думаете, вернутся «беглые российские капиталы» в российскую экономику или найдут себе другое применение?
- Они и сейчас возвращаются, инвестируются уже как иностранные деньги. Некоторые наши предприниматели считают, что так больше гарантий - приходить как иностранные инвестиции. Поэтому деньги возвращаются в Россию, от наших предпринимателей, но от имени их иностранных компаний.
Татьяна Фаст, «Открытый город»
.Подробнее читайте на vesti.lv ...