День рождения дворца: в чем секрет расцвета Рундале?

День рождения дворца: в чем секрет расцвета Рундале?
фото показано с : vesti.lv

2019-5-30 19:30

Как уже повелось давно, в Рундальском дворце-музее 24 мая ежегодно проходит большой праздник - День рождения дворца. В этот день 283 года назад Франческо Бартоломео Растрелли заложил первый камень в фундамент нового сооружения, пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ».

Уникальные вещи

К этому дню по традиции готовят самые разные праздничные мероприятия, но начинают с утра с серьезного, научного события. На это раз это была конференция «Национальное музейное собрание - сегодняшние вызовы и возможности в будущем».

Объявляя позже открытие праздника в Золотом зале, принявший бразды правления новый директор Рундале Лаура Лусе от души поблагодарила своего знаменательного предшественника, отдавшего дворцу больше 50 лет жизни, доктора искусствоведения, художника Иманта Ланцманиса. И сказала прибывшим на праздник гостям, друзьям и коллегам:

- Самое главное, что мы постараемся сохранить во дворце, это чувство личной сопричастности, ощущение, что мы находимся в живой, дышащей среде, не просто созерцаем, а участвует в жизни прошлых веков.

Дворец был украшен роскошными композициями из живых цветов, располагавшимися в огромных вазах, как было принято на праздниках в XVIII веке. В Большой галерее дворца, соединяющей Золотой и Белый залы, открылась выставка старинных вееров. Часть из них - из собрания музея, а немалая доля приобретена совсем недавно. Работа тончайшая, в основном французская, декор и рисунки уникальные.

В Малой галерее между двумя залами расположилась уникальная коллекция ваз-ароматниц XVIII века, которые по-французски называются попурри, гордость коллекции Рундале и лично Иманта Ланцманиса. Это изделия высочайшего художественного уровня. Ни в одном дворце мира не найдется такого их числа, разнообразия и совершенства исполнения.

Можно было полистать вновь изданную книгу о вазах-попурри, лежащую на столике рядом, и понюхать в разных сосудах ароматы тех времен, заботливо воссозданные музейными специалистами.

Неповторимый колорит

В Голубом салоне, что перед Золотым залом, новые картины заменили прежние. В чем секрет?

- Несколько лет назад мы начали в Голубом салоне кампанию по замене всех картин, которыми она украшена - пейзажей, портретов, исключительно натюрмортами с цветами, - поясняет Ланцманис. - Это венки из цветов, где посередине написан портрет, или сюжет на религиозную тему с Христом и Божьей Матерью, изображенных в обрамлении гирлянд цветов.

И буквально позавчера нам привезли вновь купленную картину голландца Яна-Филиппа ван Тилена, написанную в середине XVII века. Славящийся своими цветочными композициями художник написал Богородицу, которая держит на коленях снятого с креста Господа, как у Микеланджело в его скульптуре «Пьета» - «Оплакивание». Это в середине картины, а вокруг - прекраснейший венок из разных цветов. Как это написано! По-хорошем завидую Тилену. . .

Пространство, обрамленное цветочными венками и гирляндами, всегда чем-то заполнялось - это был или религиозный сюжет, или портрет.

Если раньше мы мучительно искали подходящие по интерьеру, композиции и историческому антуражу помещений работы, но теперь уже занимаемся только игрой - если появляется какой-то новый аукцион, смотрим, нет ли там голландского или фламандского натюрморта с цветами. Нам уже не любой годится, потому что хотим добиться симметричной развески картин. И это очень осложняет нашу задачу. По отношению к центральной картине вокруг должно быть нечто симметричное.

. . . А цены падают

То есть эта игра становится сложнее, но еще более интереснее. А вдруг найдется что-то как раз нам подходящее? Но найти картины - не самое главное, важнее купить ее. Нас спасает в этом деле то, что голландцы и фламандцы теперь не в моде и цены на эту живопись все падают и падают. В отличие от итальянской, которая сохранила в том числе и свою коммерческую ценность.

Голландская как-то мало кого сегодня интересует. Хотя я лично считаю, что это лучшая живопись всех времен и народов - они удивительные колористы, у них потрясающее чувство природы, натуры. Как они это передают! Прорисовки деталей идеальные, и как это все входит в композицию, порой в большие массы изображений, каким образом там одни тона контрастируют с другими - это просто чудо! Это мои учителя - более чем любые другие живописцы, которые когда-либо существовали. Так что Голубой салон ныне мой фаворит.

Уже лет 20 назад думал об этом, но в то время эти картины были недоступны - во-первых, они были очень дорогими, а во-вторых, на аукционах не было такого предложения, как сегодня. А теперь произошла смена поколений, коллекционеры постарше уходят в мир иной, а молодые не хотят заниматься коллекциями, доставшимися им от предков. И цены на уникальную живопись все падают и падают - уже до неприличного уровня. . . То есть все это наследие стало более доступно, и я смог реализовать свою мечту об оформлении Голубого салона.

Лет 7-8 назад в музее «Рижская биржа» была выставка работ из собрания одного московского коллекционера - «Царство флоры». Я тогда смотрел на эти работы и думал с грустью, что у нас такого никогда не будет. А теперь у нас собрание картин не хуже. Мое страстное желание иметь что-то подобное осуществилось.

Ученик голландцев

- У вас тоже есть работы, подобные голландским.

- Да, есть такая - «Подарок моей жене». Я делал ее четыре года, потому что столько было забот во дворце, что до мольберта добирался нечасто. Писал ее в основном во время отпуска. Сейчас эта картина у нас дома - я буквально скопировал там разные элементы голландской и фламандской живописи. Она являет собой цветочный венок, внутри которого изображение - ангелы кормят Иисуса Христа в пустыне.

- И еще есть ваша картина - в помещении за спальней герцога. . .

- Да, там было так, что мы должны были открывать аудиенц-кабинет герцога. У нас было три картины маленького формата, чтобы создать симметричные группы. А вот четвертой не было. И я за два дня сделал такую же по духу - это изображение матери Рембрандта, картина Геррита Доу. Сделал репродукцию, но никто не может даже отличить ее от работ голландцев.

- Сейчас у вас появилось больше времени для занятий живописью. . .

- Конечно, раньше я хорошо если в течение года одну работу писал. А теперь написал за последние четыре месяца две - «Тайную вечерю» и «Святое семейство».

- А как дворец приобретал старинные веера? Можно только представить себе, как дороги такие уникальные антикварные вещи на мировых аукционах!

- Совсем напротив. С ними сегодня произошла та же история, что и с голландским Ренессансом. Некоторое время назад мы начали потихоньку покупать эти веера с аукционов. А потом получилось так, что, очевидно, какой-то коллекционер ушел в мир иной, и на парижском аукционе было выставлено сразу 700 вееров. Мы приобрели тогда 23 веера, а месяц назад еще 13 штук. Теперь эти уникальные вещицы появляются везде. Та же сама история - наследники распродают коллекции. Это тенденция. Нет преклонения перед уникальным собранием. Это даже смешно - теперь можно купить такой веер за 200-300 евро. А стоило это тысячи и тысячи.

Теперь подобное изделие даже заказать нельзя, это практически невыполнимо - скопировать такой веер. Только под лупой можно что-то такое нарисовать. Но боюсь, выйдет не похоже. . .

В Белом зале гости послушали концерт музыки барокко «От Бранденбурга до Рундале», а завершением прекрасного вечера стало феерическое представление «Иллюзия света».

Наталья ЛЕБЕДЕВА.

.

Подробнее читайте на ...

картины падают уникальные цветов рундале работы дворце день