2018-5-27 13:10 |
Новости в деле ABLV такие: появилось множество посредников, которые сейчас предлагают клиентам, у которых «все сложно», быстро вывести деньги из Латвии в Чехию. А также как-то ускорить процесс возврата денег.
Однако представитель ABLV в разговоре с нами утверждает: «Это невозможно!».
Тем временем в верхах продолжается схватка за возможность ликвидировать банк и заработать на этом порядка 400 миллионов евро (!). А Латвия продолжает терять на кризисе банковского сектора и рабочие места, и поступления в бюджет.
«Застряли в Латвии в ABLV? Поможем!»
Сейчас таких объявлений и баннеров довольно много. Вот, например, объявление от имени offshorewealth. info:
«Возникла проблема с выводом средств из ABLV и Латвии? Европейские банки не готовы принимать ваши активы? Требуют чрезмерно большое количество документов и отказывают по минимальному поводу? Обратите внимание на GreenRock Securities - благодаря им вы сможете вывести активы из опасной зоны всего за пару дней».
Предложения помочь с выводом денег сейчас размещают и латвийские, и российские фирмы: «Как и куда вернуть деньги из латвийского ABLV?», «ABLV Bank. Что делать бывшим клиентам? Как вернуть деньги?».
Их адресаты - клиенты банков, у которых сейчас сложности в Латвии. На этом фоне и появляются посредники и сопутствующий риск: застрявших в нашей «маленький Швецарии», возможно, «разденут» дважды.
Клиентов латвийских банков при этом изрядно запугивают:
«Власти готовы сократить долю нерезидентного капитала с 34% до 5% всего за 6 месяцев. Что-то заставят вывести, а что-то окажется замороженным по „веским“ причинам. . . Запертыми в системе окажутся не только депозиты и расчетные счета. Облигации, акции, фонды, фьючерсы - любые виды активов, которые предлагали банки клиентам, точно так же оказываются внутри латвийской банковской системы, которую в ближайшие полгода ждут катастрофические изменения.
Учтут опыт ABLV, из которого за 4 дня вывели 600 миллионов евро. Только после этого переводы заморозили. Тем, кто попадет под пристальное внимание в будущем, такого шанса не оставят. А выбор у властей и иностранных контролеров есть: 11 банков Латвии активно работают с нерезидентами, и им совсем не тонко намекнули, что необходимо менять бизнес-модель. Как же защитить свои активы, если их просят вывести, но не дают?»
Что делать - понятно. Обращаться к таким хорошим посредникам. В качестве решения в конкретном случае предлагают вывести средства на остров Невис в компанию GreenRock Securities, зарегистрированную в Вануату. «Можно также зарегистрировать компанию в Белизе». Но есть другие варианты.
В общем, пишите.
Россияне могут расслабиться
Мы обратились с вопросами в одну из латвийских фирм, которая предлагает помощь в оформлении возврата денег клиентам ABLV. (Не будем ее называть, чтобы не рекламировать, но если, уважаемые читатели, дать поиск на «ABLV и клиенты», вы увидите ее объявления. ) Разъяснение мы получили такое: российские клиенты сейчас имеют очень большие проблемы с перекидыванием денег - у фирмы требуют одноименный счет (оформленный на ту же фирму). То есть если второй счет у фирмы в России уже есть - все открыто и прозрачно, никаких проблем, переведут в течение нескольких дней. А вот если со счетами, мягко говоря, путаница, то процедура становится сложной и может длиться месяцами.
- Они требуют именно одноименный счет, и если его нет - нужно открывать. И если цель открытия счета - это вывод денег из ABLV, то требования намного выше, - пояснила нам представитель фирмы. - И намного дольше: может занимать 2 и 3 месяца.
О том, чтобы вывести деньги куда-то в Европу «российскому клиенту ABLV», нам предложили просто не мечтать. И в конце нашего разговора сотрудница призналась, что российской компании вообще вряд ли сможет чем-то помочь.
Как мы поняли, в Европе деньги из Латвии в целом стали восприниматься как опасные. Банки отказываются сотрудничать с теми, кто хочет вывести средства из местных банков. Все из-за опасений, что каким-то образом деньги окажутся нелегальными и американские спецслужбы и контролеры придут к ним в банк.
«Быстрее никто не получит!»
Риски обращения к посредникам, думается, всем очевидны. Если с документами все в порядке, гарантированный вклад клиенты получат точно, а по поводу остального - придется подавать требование кредитора.
- Клиенты, конечно, могут обращаться к адвокатам или представителям, которые помогут им подготовить документы. Но весь процесс происходит по закону, и если вам обещают, что что-то может пойти быстрее или лучше, то это невозможно, - пояснил в разговоре с нами глава отдела коммуникации ликвидируемого ABLV Bank Артурс Эглитис.
Так что, если вам предлагают за какой-то аванс или процент ускорить процедуру, не соглашайтесь. Весь процесс выплаты ликвидаторы обязаны провести максимально прозрачно и по закону, никаких привилегий в связи с этим не будет. Никаких групп кредиторов, чьи требования обеспечат в первую очередь, не будет.
Стоит напомнить, что выплата гарантированных вкладов началась 3 марта. Далее должны быть удовлетворены требования остальных кредиторов, в последнюю очередь - требования акционеров.
. . . Впрочем, уважаемые читатели, отметим философски: примеры возвращения крупных сумм «вне очереди» в Латвии тоже имеются. (Подробнее об этом - см. в главе «Trasta komercbanka: уголовная „помощь в возврате долгов“. )
„Администраторы готовы растащить 400 млн. !“
Тем временем продолжаются бои за право ликвидировать ABLV. С неожиданным разоблачением в этой связи публично выступил экс-министр юстиции Гунтарс Гринвалдс и даже обрисовал примерную схему возможного увода денег.
- Если кредитный портфель ABLV в 900 миллионов продать со скидкой 50%, можно украсть до 400 млн. евро, - рассказал он Dienas Bizness.
- Возможно, все уже знают, что можно сменить нынешнее руководство КРФК. Связанный со Спрудсом и Лусисом Имантс Парадниекс сейчас в срочном порядке через сейм „гонит“ законопроект. Идет борьба за то, чтобы банк отдали администраторам неплатежеспособности, которых не контролирует КРФК. После того как администратор будет назначен решением суда, он становится „монархом“, который может „продавать“ кредиты со скидкой как хочет».
Тут, уважаемые читатели, отметим от себя: с принятием решения о ликвидации банка явно тянут. Напомним: решение о самоликвидации банк принял 26 февраля, и оно было подано в КРФК, которая обещала дать ответ сначала в апреле, потом в мае. И вот уже самый конец мая, а решения пока нет.
- Есть признаки, которые свидетельствуют, что оказано большое давление, чтобы не допустить самоликвидацию банка, - комментирует происходящее Гринвалдс. - Есть сигналы, что на отбор кандидатов в ликвидаторы влияли. Все вместе это свидетельствует, что есть влиятельная группа лоббистов, которая пытается не допустить ликвидацию банка под надзором акционеров, чтобы процесс отдали ликвидаторам со стороны. Думаете, это будут независимые, не подвластные политическому влиянию люди? Вам не кажется, что начнется тот же самый базар, что и с Trasta Komercbanka, - только в большем объеме? Спросите любого администратора, сколько можно «поднять» с банка, чьи активы составляют 2,5 миллиарда евро. Не дав банку самоликвидироваться, можно разворовать до 400 миллионов.
Здесь хватит денег и на взятки, и в случае проблем на адвокатов, и даже на незаконное финансирование партий на следующих выборах.
Кстати, экс-министр считает, что банк можно было спасти. Вопрос только в том, кто виноват в его крахе: американцы, которые фактически прикончили его одной публикацией, или Европейский центробанк, который через 10 дней после сообщения FinCen объявил, что «ABLV Bank ликвидируют в соответствии с законами Латвии, потому что его спасение не в интересах общества».
- С какой это стати ЕЦБ вдруг заговорил от имени латвийского общества? - рассуждает Гринвалдс.
- Думаю, дело не в американцах и не в ЕЦБ. Американцы осуществляли свою политику, которая всем известна и ясна. ЕЦБ тоже принял решение в определенном порядке. В уничтожении банка виновато правительство Латвии и в первую очередь министр финансов Дана Рейзниеце-Озола.
На вопрос, а что, собственно, могло сделать правительство, которое не отвечает за надзором за банками, экс-министр говорит:
- Правительство отвечает за защиту интересов Латвии. Нужен ли Латвии банк, который принадлежит местным бизнесменам, кредитует латвийские предприятия, инвестирует в экономику, дает рабочие места, развивает культуру и искусство? У правительства должен был быть ясный ответ: да, нужен.
Но Латвии не нужные отмывания. В таком случае дайте доказательства - мы сделаем, чтобы виновные были найдены и наказаны, нарушения устранены. Если сомнения касаются самой верхушки, правительство могло на время перенять руководство банком, договорившись с акционерами. Если бы правительство четко сказало, что банк Латвии нужен, ЕЦБ приняло бы другое решение.
По мнению Гринвалдса, Рейзниеце-Озоле следовало на следующий же день после сообщения FinCen лететь в США, разбираться. Но вместо этого она начала делать заявления, после которых «в других странах уходят в отставку».
Гринвалдс также считает, что министр финансов должна взять на себя ответственность за то, что сейчас творится в банковской системе, за то, что сейчас происходит с закрытием счетов.
- Все знают, что сейчас проблемы с закрытием счетов и у нормальных фирм, ведущих хозяйственную деятельность. Это неминуемо отразится на сокращении ВВП. Думаю, от Латвии уже отпугнули не одного инвестора. Никто не хочет работать в стране, где проблемы со счетами. Для нашей страны это огромный удар по репутации. Помните это странное заявление министра финансов о том, что нужно сократить число нерезидентских вкладов до 5%? Это просто нонсенс. Для этого нужно закрывать счета реально работающих в Латвии предприятий. Это, возможно, сработало бы где-то в глубинке Америки, но не в маленькой европейской стране с открытой экономикой. Кому в Латвии принадлежат универмаги, большие фирмы - разве это не нерезиденты? Кого из них закрывать будем? Разве это не нарушение договора ЕС о свободном перемещении товаров, услуг и финансов?. .
Что говорят другие эксперты о возможных последствиях всего этого - см. в главе «Чем уход нерезидентов грозит Латвии».
Премьер подтверждает: за «ценный кусок» идет борьба
Как известно, на нынешней неделе премьер-министр Марис Кучинскис обратится к коалиционным партиям с требованием остановить планируемые изменения к закону, которые позволят сейму принимать решения об утверждении и освобождении от должностей всех членов совета Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК).
Кучинскис также отметил, что перед КРФК стоит важная задача по надзору за самоликвидацией ABLV Bank. По словам премьера, худшее, что может произойти, - это инициирование неплатежеспособности ABLV Bank другим способом. Кучинскис отметил, что известны лица, которые ждут возможности подключиться к этому процессу и получить «ценный кусок», поэтому важно, чтобы КРФК тщательно контролировала процессы в банке.
Напомним в этой связи: 17 мая сейм в первом чтении одобрил законопроект, который предполагает ограничения на срок полномочий членов совета КРФК и дает сейму право назначать не только председателя комиссии и его заместителя, но и остальных членов совета.
В настоящее время закон гласит, что председателя КРФК и его заместителя назначает на должность сроком на шесть лет сейм по предложению президента Банка Латвии и министра финансов. Остальные члены совета после согласования их кандидатур с президентом Банка Латвии и министром финансов назначаются на должности и освобождаются по решению председателя комиссии.
Trasta Komercbanka: уголовная «помощь в возврате долгов»
Чем грозит передача дела ликвидации ABLV Bank частным администраторам? Пример Trasta Komercbanka перед глазами. Недавно прокуратура выдвинула обвинения его бывшему администратору Илмару Крумсу и его коллеге Марису Спрудсу, а также еще группе людей.
По сведениям De facto, версия полиции такова: шестеро обвиняемых вымогали крупные суммы у людей, чьи вложения застряли в TKB, - кредиторы ждали своей очереди получить их назад. Нескольким кредиторам было заявлено: чтобы вернуть вклады, нужно «поделиться».
Звучали и угрозы, сообщает De facto. Ведь одной из обязанностей администратора неплатежеспособности является в том числе и проверка законности происхождения лежащих на счетах средств. Вот кредиторам и пригрозили, что их деньги могут быть объявлены нелегально полученными и больше они их не увидят, пояснила полиция.
Помимо Крумса и Спрудса, подозреваемыми по делу о вымогательстве проходят предприниматели Мартиньш Крумс и Гунтарс Слишанс, финансист миллионера Юлия Круминьша Йорен Райтумс, а также гражданин Ирландии Тимоти Келли - бизнесмен и один из крупнейших в Латвии землевладельцев. Пока это дело до суда не дошло.
Чем уход нерезидентов грозит Латвии
К концу текущего года доля вкладов иностранных клиентов в Латвии может сократиться до 24%, а если в Латвию не вернутся замороженные сейчас иностранные вклады ABLV Bank, то до 19%. Такой прогноз высказала на заседании комиссии сейма по госрасходам и ревизии член совета Комиссии рынка финансов и капитала Людмила Воевода.
Теперешняя активная борьба с компаниями-"пустышками" в Латвии задела не только «отмывщиков», но и тех нерезидентов, чьи капиталы вполне законного происхождения, ухудшив инвестиционный климат в целом, признали участники дискуссионной передачи Латвийского радио 4 «Открытый вопрос». Государство бросило финансовую отрасль наедине с проблемами, считают в банках, - сообщает rus. lsm. lv.
Страна теряет инвесторов, подчеркнул Гиртс Грейшкалнс, специалист по иностранным инвестициям:
«Если мы посмотрим на сектор нерезидентских банков, то, по нашим оценкам, на экспорт финуслуг приходится около 1-1,5% ВВП. Показатель этот сократится, и это только прямой эффект. А опосредованно процесс отразится и на темпах роста экономики в целом.
Если мы посмотрим именно на инвестиции - тут эффект тоже будет негативным. У банка ABLV приостановлены или задержаны его собственные инвестиционные проекты, такие как New Hanza City. Само по себе это еще не так критично, ведь в первом квартале наблюдался рост строительства на 40%. Остановка отдельных проектов большого эффекта не оставит. А вот как это отразится на других компаниях, работающих в Латвии в качестве зарубежных инвесторов или которые хотят сюда прийти, это уже другой вопрос».
Для Латвии важно, что львиная доля иностранных инвесторов у нас - из стран ЕС. Их доля вложений - 14 млрд. евро, тогда как на долю инвесторов из третьих стран приходится 3 миллиарда, отметил Грейшкалнс.
«И около двух с хвостиком миллиардов латвийские банки уже потеряли - такие деньги с депозитов ушли в первый квартал этого года, в начале второго», - добавил Мартиньш Аболиньш, экономист банка Citadele.
Тем временем Филь развелся, а Римшевичс женился
Немного светских новостей в связи с участниками банковского скандала.
Параллельно у совладельца ABLV Олега Филя начались и проблемы семейные: он развелся. С супругой он прожил в официальном браке всего около полутора лет, сообщает Kas Jauns. В начале апреля в базе данных Lursoft появилась запись о прекращении действия брачного договора, что означало и конец брака. Санта Замуэле подтвердила, что рассталась с мужем, но заверила, что с событиями в ABLV это никак не связано. От других комментариев о причинах распада брака она отказалась.
Как пишет портал nra. lv, ссылаясь на издание Kas Jauns, еще до развода совместные снимки с Замуэле публиковал американский бизнесмен Дэвид Алан Бернал II. В подписи к снимкам он назвал себя счастливейшим парнем, а женщину назвал своей малышкой.
Банкир, как пишет пресса, также нашел утешение в обществе другой женщины. Его роман с словам мужчины, роман его жены с Филем длится около полугода. Долгое время Каспар ни о чем не подозревал, пока вдруг его супруга не ушла. Сейчас он находится с детьми на Кипре, но когда вернется, займется оформлением развода.
Елинскис советует Олегу Филю не терять бдительности. Однажды, по его словам, супруга его уже обманула с хоккеистом Оскаром Бартулисом, но он ее простил.
Президент Банка Латвии Илмарc Римшевичc тем временем женился на своей подруге - дирижере Агите Икауниеце. Об конце апреля. Свадебное торжество прошло в большой секретности - о нем знали только самые близкие друзья и родственники.
Николай КУДРЯВЦЕВ.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...
Источник: vesti.lv | Рейтинг новостей: 125 |