2017-10-21 13:17 |
При сохранении нынешних тенденций латыши могут исчезнуть через сто лет. Бывший министр иностранных дел страны Янис Юрканс, характеризуя положение дел в стране, сказал, что «Бог ушел из Латвии». Даугавпилс вступил в 1990-е густонаселенным городом (по латвийским меркам, конечно): почти 130 тысяч человек.
Алексей Провиденко, бывший депутат Верховного Совета Латвийской Республики, а также бывший исполнительный директор Думы Даугавпилса, рассказал, что тогда город располагал серьезной промышленной базой - несколькими десятками крупных предприятий. «Всего в Даугавпилсе насчитывалось 47 тысяч аттестованных рабочих мест. Это означает, что у трудящихся на данных предприятиях были достойные условия труда, столовые, душевые, здравпункты, профилактории, пионерские лагеря, детские сады для своих отпрысков и прочие блага. Одно такое рабочее место по нынешним меркам стоит 70-80 тысяч евро. И сравните с тем, что сейчас, - нынче в Даугавпилсе в промышленной сфере занято (за вычетом работников железной дороги) примерно пять тысяч человек. Таким образом, получается, что убытки города от уничтожения промышленности составили без малого 3 миллиарда евро. Из предприятий советского времени сохранились лишь Локомотиворемонтный завод да Завод приводных цепей. И работают они с мощностью в разы меньшей, чем раньше», - сетует Провиденко, написавший в свое время книгу «Даугавпилс: десять лет беды».
Городские предприятия гибли, по словам собеседника, в последнем десятилетии прошлого века по одному и тому же сценарию. «Заводы и фабрики буквально растаскивали по кусочкам, забирали у них оборотные средства, обвешивали непосильными кредитами в 30, 60 и даже 120 процентов годовых! Банковские проценты оказывались одинаковыми и для торговых контор, и для операций с недвижимостью, и для производственных предприятий. На финальном этапе оборудование многих предприятий было продано по цене металлолома», - рассказывает он.
Наиболее болезненной, подчеркивает Провиденко, стала утрата уже в начале 2000-х даугавпилсского Завода химического волокна (ЗХВ) - самого высокотехнологичного из местных предприятий, поставлявшего продукцию в 30 стран мира. Однако руководители набрали кредитов под бешеные проценты, и в итоге ЗХВ за бесценок достался инвесторам из Сингапура, пообещавшим спасти предприятие. Обещание они не сдержали, денег вложили очень мало и к тому же «откачивали» продукцию завода, даже не внося ее в дебиторскую задолженность.
Упадок городской промышленности, массовое сокращение рабочих мест, а также последовавшее в 2004-м вступление Латвии в ЕС, открывшее границы, привело к оттоку населения. Местный оценщик недвижимости Михаил Лавренов пожаловался, что из-за этого спрос на жилье в Даугавпилсе упал. «Народ уезжает за границу, и квартиры никому не нужны. У меня, например, две трети друзей, с которыми я вырос, учился в школе и в университете, давно осели за границей - в Англии, Ирландии, США. Возвращаться не собираются. Впрочем, постоянно ветшающий и устаревающий городской жилой фонд не дает ценам на вторичное жилье окончательно упасть, ведь новое жилье тоже не строится. При себестоимости строительства около 800 евро за «квадрат» продать его можно не более чем за 350 евро. Но и на вторичное жилье столь низких цен вы не встретите нигде в таких районных центрах, как Даугавпилс. Подобного нет ни в Эстонии, ни в Литве, ни в ближайших областях России и Белоруссии», - констатирует собеседник.
«Самая большая демографическая проблема Даугавпилса - даже не сокращение численности населения, а изменение возрастного состава. Из-за массовой эмиграции и резкого падения рождаемости в городе образовался огромный дефицит молодежи до 25 лет. Сложился перекос в сторону пожилых людей», - объясняет «Ленте. ру» учитель химии Александр Ливчак. По официальным данным, в городе проживают сейчас 85 тысяч человек. Причем многие с недоверием относятся к этой информации, считая, что на самом деле ситуация куда печальнее. Действительно, удерживать относительно приемлемые показатели численности населения городским властям удается за счет того, что многие из уехавших номинально продолжают считаться даугавпилчанами. Работают они в Великобритании, Ирландии, Германии или Скандинавии, в родных краях бывают лишь наездами. В местном филиале Госслужбы занятости корреспонденту «Ленты. ру» рассказали, что точное число даугавпилчан, трудящихся за границей, им неизвестно. Официально в городе зарегистрировано свыше 4,5 тысячи безработных.
Отток населения вызвал дефицит многих необходимых специалистов. Особенно плачевная ситуация с медиками. Даугавпилсу требуются несколько десятков врачей: неврологов, хирургов, травматологов, гинекологов, онкологов, микробиологов, радиологов, лоров, гастроэнтерологов и прочих. Местная пресса сеет панику, периодически сообщая о случаях, когда из-за отсутствия медиков больных, например, с инсультом, просили «подождать и потерпеть». Бывает, людей, обращающихся с разными не столь тяжкими недугами, «заворачивают» в приемном отделении.
За элементарными медуслугами даугавпилчанам часто приходится ездить в Ригу и Екабпилс. В Даугавпилсе настоящей знаменитостью стал Леонид Крумплевский - вполне возможно, что он достоин занесения в Книгу рекордов Гиннесса как самый пожилой практикующий отоларинголог, ему 84 года. Доктор Крумплевский с радостью ушел бы на покой, но не позволяет чувство долга: других лоров в городе нет. Самоуправление Даугавпилса уже четвертый год подряд соглашается платить дотации молодым врачам, которые после завершения резидентуры заключают договор с местной больницей как минимум на пять лет. Но в достаточном количестве специалисты сюда не торопятся - в Риге и в других странах можно заработать куда больше.
Владимир Веретенников
.Подробнее читайте на vesti.lv ...