2019-5-20 07:55 |
Чиновники научились творчески тратить деньги налогоплательщиков, пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ». Дважды премьер Айгарс Калвитис вошел в новейшую историю Латвии как «отец тучных лет».
Именно он, будучи главой правительства, с радостью сообщил народу, что Латвию ждут семь тучных лет.
Правда, видимое благополучие обернулось жутким финансово-экономическим кризисом, но до его наступления, по крайней мере, латвийское чиновничество уж точно ощутило эти тучные времена.
Зарплаты в госуправлении росли как на дрожжах, клерки, особенно высокопоставленные, получали огромные по тем временам премии и доплаты. . .
Рационализаторы из министерств
Все это, напомним, происходило с 2005 по 2008 год. И вот спустя 10-11 лет, кажется, в Латвию снова вернулись тучные годы. Впрочем, опять-таки главным образом они вернулись на государственную службу. И это только что, проведя соответствующие аудиты, констатировал Госконтроль.
Более того, в госуправлении деньги налогоплательщиков, выделенные на содержание аппарата министерств и других госведомств, тратятся очень даже творчески. «В госуправлении применяют даже своего рода ноу-хау», - заявила на днях госконтролер Элита Круминя.
В чем же заключается это ноу-хау? Поясним, что еще в начале экономического кризиса с подачи кризисного премьера Годманиса парламент принял закон о жалованье (в госуправлении), который предусматривал четкий иерархический порядок окладов в госсекторе.
И в разгар кризиса этот закон мало-мальски соблюдался. Точнее, министерства были вынуждены придерживаться данного закона, поскольку больше просто не было средств.
Но уже начиная с 2013 года госуправление начало жить по-новому - хоть и медленно, но росли зарплаты в госуправлении, а главное - появились новшества в виде денежных призов, финансовых бонусов, доплат. . .
При необходимости чиновник начинал работать за себя и за того партия, а именно: в том или ином министерстве долго не заполнялась вакансия, и чиновник как бы исполнял обязанности отсутствующего клерка.
За вакансии больше не доплачивают
Такая система просуществовала вплоть до 2018 года. С прошлого года, как известно, началась реформа в госуправлении, рассчитанная на три года. Она, в частности, предусматривала и реальное сокращение работающих в госуправлении.
А для начала в прошлом году еще правительство Кучинскиса приняло решение ликвидировать вакансии в министерствах. И доплачивать за исполнение чужих обязанностей уже было нельзя.
Но в министерствах и ведомствах проявили смекалку, и, например, в прокуратуре стали доплачивать за посещение совещаний. Иными словами, пришел на работу - получи доплату.
Кроме того, еще более активно в министерствах стали выплачивать премии, делать денежные подарки, назначать доплаты. В итоге в минувшем году средний доход в госуправлении превысил средний доход в частном секторе! Это, в принципе, уникальная по крайней мере в Европе ситуация.
Да, если брать голый оклад, то он в министерствах ниже, чем в частных компаниях, но с учетом доплат госуправление заметно опережает частный бизнес.
Причем еще лет пять назад денежные призы и доплаты выплачивались клеркам на основании определенных достижений и успехов - например, за успехи в подготовке того или иного нормативного акта, за подготовку проекта бюджета и т. п.
Теперь же зачастую министерства не утруждают себя придумыванием причин (поводов) для выплат чиновникам денежных призов. Мол, раз деньги есть и мы можем их потратить на повышение благосостояния чиновников, то почему бы это не сделать?
Богатые и бедные министерства
И еще одна интересная особенность латвийской госслужбы. Министерства у нас почему-то делятся на более богатые и менее богатые. Те, которые располагают большим объемом средств на содержание аппарата, платят своим работникам тоже больше - за счет щедрых доплат и денежных призов.
Бедные же министерства вынуждены труд своих сотрудников оплачивать куда скромнее. И в итоге получается, что чиновник одного министерства получает в месяц на порядок больше, чем чиновник такого же ранга и статуса в бедном министерстве. И так продолжается все эти годы. . .
Итак, тучные годы по крайней мере в госуправление вернулись. Как долго они будут продолжаться? История учит нас тому, что. . . ничему не учит. И, видимо, тучные годы у чиновников закончатся только с наступлением кризиса. Ну а пока дайте клеркам пожить красиво!
Реактор подождёт
Отметим, что в госуправлении наметилась и еще одна опасная тенденция - тратить средства не по назначению. Нет, речь не идет о каком-то банальном воровстве или разбазарировании средств налогоплательщиков. Просто изначально бюджетные деньги выделяются на одни задачи, а потом министерства их тратит совсем на другие цели.
Так, в минувшем году три миллиона были выделены на ликвидацию саласпилского реактора. Однако средства пошли отнюдь не на реактор, а на. . . закупку квадроциклов, оцифровку документов из мешков КГБ и на другие цели, совершенно не связанные с реактором.
При этом, как мы все понимаем, проблема реактора сама по себе не исчезла, и, стало быть, уже при обсуждении бюджета-2020 снова встанет вопрос о повторном выделении трех миллионов евро на ликвидацию реактора.
Прямое наказание за растраты
Кстати, нынешний сейм решил возобновить обсуждение уже давно покрывшегося пылью законопроекта о расширении полномочий Госконтроля. Предлагаемый законопроект дает ему право самостоятельно применять санкции в отношении должностных лиц.
А именно: если Госконтроль в результате аудита констатировал, что в том или ином министерстве или другом госведомстве были неправильно истрачены бюджетные и европейские деньги, то данное министерство само выявляет чиновников, виновных в растратах или нецелевом расходовании средств налогоплательщиков, и делает начет.
То бишь заставляет виновных чиновников компенсировать бюджету истраченные не по назначению средства.
Если в установленный срок конкретное госучреждение (или муниципальная структура) не запустило процесс взыскания, то тогда это делает уже сам Госконтроль. В том числе, если потребуется, и с помощью коллекторов.
Абик ЭЛКИН.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...