Почему и куда ушла начальник Совета по конкуренции?

2020-1-11 14:00

Скайдрите Абрама возглавляет Совет по конкуренции (СК) уже восемь лет. Это ее второй срок полномочий, и они могла оставаться на этой должности еще два года, пишет Мары стало сюрпризом для министра экономики Ралфа Немиро (KPV LV), который на прощание осыпал руководителя СК комплиментами, каким замечательным было сотрудничество и как хорошо с ней можно было дискутировать на разные темы.

Абрама свой уход с поста объяснила личными мотивами: во время Рождества она размышляла о жизни и пришла к мысли, что надо уходить из СК. Она отрицает, что на нее оказывалось какое-то давление. И если бы она ощущала такое давление, то наоборот, не поддалась бы и с должности не ушла. О своих планах на будущее руководитель СК не говорит, хочет для начала отдохнуть, и только потом думать, что делать.

СК долгое время был тихим учреждением, о работе которого мало что знали. Но в последние годы, особенно в прошлый год, СК становился все заметнее и заметнее.
Не будет преувеличением сказать, что СК стал первым среди равных, в плане известности обогнав даже традиционный эпицентр громких дел Госконтроль.
Строительный картель, рижский мусорный кризис, конкуренция такси в аэропорту, несоразмерно дорогие медикаменты - вот только несколько из острых тем, которые в рамках своей работы поднимал СК. Борьба за честную конкуренцию - это априори позиция с практически неисчерпаемыми возможностями выглядеть популярно в глазах общества. Причем в положительном ключе. Бедный и недовольный жизнью народ, который всегда ищет виновных в своей нищете и отчаянии, узнает от СК, что из-за нечестной конкуренции переплачивает огромные суммы за товары и услуги.

Возможно, только с такси в аэропорту у Совета по конкуренции все не прошло однозначно гладко. После возмущения СК доминированием узкого круга коммерсантов суд решил, что оказывать услуги у аэропорта могут все. Воцарился хаос и криминальное крышевание таксистов. Теперь в аэропорт вернулся тот же самый узкий круг фирм, против которого в свое время боролся СК.

Рижскому самоуправлению надо стараться, чтобы в сфере вывоза мусора был порядок. В мире есть города, где конкуренция удивительно честна, а вот контейнеры и мешки с отходами стоят и воняют на улицах. С другой стороны, дать одному коммерсанту - T- монополию на 20 лет было действительно чересчур. Слишком долгий срок, за который в условиях отсутствия конкуренции фирма может распуститься и диктовать любую цену, какую пожелает. Скорее всего, в глазах очень многих людей СК - хороший, он предотвратил переплату.

Как бы то ни было, но СК явно в политике. Не в том плане, что под руководством Абрамы Совет по конкуренции стал политизированным, но все, чего касается это учреждение, это политика. На каждую поднятую СК тему можно смотреть через разные призмы, с разных точек зрения. На конкуренцию можно смотреть в большом и малом масштабе - говорим ли мы о конкуренции в рамках одного поселка, города, края, Латвии, Балтии или о глобальной конкуренции. Это сложно и юридически, и политически. Может быть, в интересах потребителя надо снять какие-то ограничения, чтобы спектр доступных латвийцам товаров или услуг был разнообразнее и дешевле. Но может быть и так, что во имя справедливой конкуренции мы уничтожаем местных предпринимателей, которых уничтожают иностранные демпингователи со своими некачественными товарами и низкой себестоимостью. Это очень тонкий момент. Возможно, политика Рижской думы в сфере отходов была плохой и неправильной, но это была ее политика. Пришел СК, вмешался и спутал карты.
Абрама накопила очень внушительный потенциала, чтобы стать политиком. Тем более, что сама ситуация, в которой она окажется после ухода с поста руководителя СК, гонит ее именно на политические рельсы.
Она два года не сможет работать ни в одной сфере, за которыми надзирал СК - то есть, фактически, нет отраслей, где ей можно работать. Даже таксисткой стать нельзя. Но никакой закон не запрещает ей вступить в какую-то партию или основать партию, стать депутатом самоуправления или парламента.

Надо думать, что не одна партия смотрит на Абраму жадными глазами в надежде завербовать ее в свои ряды. Правда, мы не знаем, о чем думает сама Абрама, есть ли у нее политические амбиции. Что делать дальше, решит она сама.

Еще свежа в памяти печальная история из недавнего прошлого, которая началась практически так же, как у Абрамы. В свое время с очень высоким положительным рейтингом с поста Госконтролера ушла Ингуна Судраба, которая основала собственную «Сердечную партию». Но спустя очень короткий срок политическая среда Судрабу пережевала и выплюнула. Абраме стоит учитывать, что ее политическая судьба может пойти по сходной траектории.

Восемь лет назад кресло руководителя Совета по конкуренции не казалось чем-то таким, из-за чего стоит драться и получать по носу. Но под руководством Абрамы оно стало золотым. В нем можно манипулировать общественным мнением, перераспределять блага, выполняя заказы лоббистов, наносить удары по конкурентам и даже уничтожать их!
Скорее всего, весной за оставленную Абрамой вакансию развернется яростная подковерная борьба партий и будут попытки превратить это учреждение в политическую служанку.

.

Подробнее читайте на ...

конкуренции время абрама стать руководителя сфере поста партию