Почему в небольшой Латвии так много политических партий? На это есть пять причин

2022-8-24 06:05

Еще в начале 2000-х отдельные политики-мечтатели и часть наивных политологов говорили о необходимости перехода в Латвии если не на двухпартийную, так хотя бы на трех-четырехпартийную систему. Разумеется, за следующие два десятилетия мы не только не приблизились к этой утопичной «концепции», а, напротив, вернулись в 90-е годы, когда партии росли как грибы после дождя и шли на выборы в Сейм только с одной целью - просто поучаствовать и получить свои полпроцента голосов (за счет близких и дальних родственников, коллег и друзей).

Совсем запутали!

В этих выборах в 14-й Сейм, как известно, участвуют аж 19 партий и объединений. Причем по меньшей мере 4 политические силы перед самыми выборами «догадались» сменить бывшее правление и переименовать партию. Видимо, чтобы уже никто из избирателей не заподозрил, что это за политическая сила! Плюс три партии были созданы за год до выборов.

Очевидно, что здесь могут запутаться даже политически подкованные избиратели. Особенно учитывая, что у лидеров ряда партий, видимо, совсем плохо с фантазией, и они умудрялись давать партиям похожие названия. Впрочем, поскольку в нашей стране почти 70 политических сил (включая и так называемые региональные, локальные партии), уже все мало-мальски звучные названия «разобраны».

Что же происходит и почему у нас «на двух человек три партии»?

Причина первая - как всегда, человеческий фактор. В политику идут достаточно амбициозные, тщеславные люди, многие из которых не уживаются, даже неспособны работать в команде. К тому же они хотят сами быть главными, первыми. И в итоге такие бойцы-одиночки начинают создавать свои партии. И этот «круговорот партий в природе» продолжается. Потом из этих партий уходят другие амбициозные политики, которые опять-таки создают свои партии.

Вторая причина фактически вытекает из первой - законодательные моменты. Для создания партии требуется всего 200 человек, для участия в сеймовских выборах - 500. Причем достаточно формального участия - многие члены партий, кажется, уже и забыли, что таковыми являются. Они зачастую уже давно не платят членские взносы, но фигурируют в партийных списках, и этого достаточно, чтобы партия существовала и участвовала в выборах.

Третья причина - в свое время законодатели явно «погорячились», ограничив срок создания партий перед выборами. А именно: в выборах в Сейм может участвовать партия, которая была создана не позднее чем за год до выборов. Это привело к тому, что отдельные политики, не успевшие создать партию в установленные сроки, просто «покупают» старые партии - прежде всего карликовые (карманные) партии с долгами.

Выборы - место, где дают деньги

Четвертая причина - для отдельных политиков это уже стало своего рода бизнесом. Ведь можно даже не стремиться попасть в Сейм - достаточно набрать хотя бы 2 процента голосов избирателей, что дает в следующие 4 года стабильное госфинансирование.

И, наконец, пятая причина - у ряда политиков сложилось ощущение, что попасть во власть весьма легко. Часть избирателей очень любят голосовать «за новеньких» - практически каждые выборы в Сейм приводят к тому, что хотя бы одна условно новая партия преодолевает заветный пятипроцентный барьер. Правда, чаще всего это «проект на один созыв», как это, например, было в 12-м Сейме (партия Судрабы «От сердца - Латвии») или в нынешнем 13-м Сейме (партия Кайминьша KPV. LV). Но избиратели всякий раз покупаются на эту уловку, тем самым рождая у политиков соблазн снова и снова создавать новые партии.

Народ не рвется в партии

Все это в итоге действительно приводит к тому, что избиратели теряют «ориентиры», уже начинают путаться в названиях партий и, как следствие, у них появляется определенное отторжение, апатия. Отсюда и высокий процент во время всех опросов людей, которые или даже за два месяца до выборов не определились в своих симпатиях, или вообще не планируют участвовать в выборах. Апатией, неверием в возможность что-либо изменить можно объяснить и крайне низкий уровень участия латвийцев в деятельности партий. У нас в партиях состоят… 26 тысяч жителей - то есть чуть более 1 процента от официального количества жителей ЛР! Разумеется, это очень мало. При этом не ошибусь, если предположу, что из 26 тысяч членов партий активными является хорошо если пятая часть.

А ведь, казалось бы, наоборот, в парламентской республике, где еще и депутатов всех уровней выбирают исключительно по партийным спискам, политическая активность жителей должна была бы быть больше!

Реальность такова, что нет прямой взаимосвязи между количеством партий, участвующих в выборах, и явкой. Иными словами, от того, что участников выборов больше, народ не становится более политически активным. С каждым годом растет число тех латвийцев, которые во время опросов откровенно признаются, что не верят в то, что простые граждане могут что-то в этой стране изменить, на что-то повлиять. И это очень тревожный сигнал для демократического общества.

Что-то нужно менять

Классический вопрос: что делать? Возможно, следует ужесточить требования для участия в выборах в Сейм - допускать до участия лишь партии, имеющие хотя бы 1000 человек. Есть резон и в предложении перейти на смешанную форму выборов: половина - по одномандатным округам, а вторая половина - по партийным спискам. Это повысит интерес к выборам, увеличит явку и, возможно, заставит политиков более ответственно относиться к своей работе и к обещаниям, которые даются избирателям. Особенно это относится к кандидатам в депутаты по одномандатным округам - им ведь придется напрямую отчитываться перед избирателями.

Так или иначе, но какие-то изменения «в консерватории» уже назрели давно.

.

Подробнее читайте на ...

партии партий выборах сейм причина участия выборов партия