Почему недалеко от Риги взорвались офицеры и сержант НАТО

2019-5-8 07:00

Пока еще неизвестный снаряд унес жизнь албанской военнослужащей и отправил ее сослуживца в реанимацию. Тем временем процесс по предыдущему делу о взрыве в Адажи продолжается, и там тоже ключевые вопросы: «Что это за граната и откуда?», пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ».

В Адажи в последнее время неспокойно. Сначала (19 апреля) в ходе военных учений загорелась территория местного жителя, расположенная неподалеку. Как поясняют в Национальных вооруженных силах, причиной стала «техническая неполадка в ходе запуска противотанкового снаряда».

В нынешний понедельник, 6 мая, произошло еще более тяжелое ЧП: в результате взрыва мины погибла старший лейтенант вооруженных сил Албании, которая принимала участие в операции по нейтрализации мин Второй мировой войны. Еще два военнослужащих ранены. Один из них находится в реанимации.

Пока учения на полигоне приостановлены, теперь военные будут разбираться в случившемся - расследование ведет Военная полиция.

Этот случай вызывает в памяти события 2011 года, когда от взрыва гранаты пострадало 7 человек, один из них погиб. Под судом по тому делу оказался сослуживец пострадавших. В 2017 году он получил приговор за непредумышленное убийство. Правда, в том деле можно было говорить о непростительной ошибке неопытного бойца, который закинул неопознанную гранату в рюкзак. В последнем ЧП вряд ли стоит ожидать чего-то подобного.

Однако уже в рамках первого дела следствие поднимало вопрос: на полигоне в Адажи чего только не обнаруживается.

Далее мы расскажем обо всем этом несколько подробнее.

Новый взыв: пострадавшие и версии

«Тяжелый инцидент произошел в Латвии, где в результате взрыва мины погибла старший лейтенант Зарифе Хасанай. Ранены командир контингента Клодиан Тануши и сержант Юлиан Капай», - сообщила газета Albanian Daily News.

Министерство обороны Латвии, в свою очередь, рассказало о ЧП на пресс-конференции.

«В 9. 30 три албанских солдата пострадали, лейтенант скончалась через час после взрыва», - сообщил командующий Национальными вооруженными силами Леонид Калниньш.

Он добавил, что один из пострадавших находится в реанимации, второй пострадал не сильно.

Латвийский командующий Национальных вооруженных сил и полковник Канады Джош Майор выразили глубокие соболезнования Албании и семьям погибших.

«Примерное число военнослужащих, участвовавших в этой задаче, составляет около 50-60. Танковая рота польского контингента совершала тренировки по стрельбе, которые поддерживали албанские специалисты по нейтрализации неразорвавшихся боеприпасов», - отметил командир Майор.

Контингент Албании в Адажи находится в составе расширенной боевой группы НАТО. Что именно взорвалось, Калниньш не прокомментировал, так как пока неясно, была ли это мина с предыдущих учений или мина Второй мировой войны.

«На военной базе в Адажи проходят интенсивные учения. (. . . ) В данный момент проводится строгое расследование. Я дал указ провести полную проверку полигона, чтобы найти еще не найденные мины. До этого момента учений не будет происходить», - сообщил Калниньш.

Закулисье официоза

Что очевидно, уважаемые читатели, это не первый случай такого рода. Материалы дела по предыдущему взрыву дают весьма впечатляющую картину того, как именно происходят такие вещи в Адажи.

23 октября 2011 года по окончании учений на Французском кургане прогремел взрыв. Пострадавшие были доставлены в больницу в оперативном режиме, состояние троих было тяжелым. Через несколько часов один из раненых, старшина Илмар Митенбергс, умер.

По факту взрыва был начат уголовный процесс, в рамках которого на скамье подсудимых оказался Юрис Карклиньш.

Согласно обвинительному заключению, Карклиньш в нарушение всех правил техники безопасности положил себе в рюкзак осколочную гранату (S427 или S413), которая в итоге взорвалась. Это привело к тому, что были ранены 7 человек, один из которых скончался. В итоге прокуратура предъявила земессаргсу обвинение по трем статьям Уголовного закона: об убийстве по неосторожности, о причинении телесных повреждений по неосторожности и о незаконном обороте взрывчатых веществ (у него в доме и гараже нашли целый арсенал действующего оружия, патронов и взрывчатки).

Обвинение также указывает: в день взрыва он был пьян - у него в организме обнаружили 0,9 промилле алкоголя.

Параллельно минобороны провело служебное расследование, по результатам которого министр обороны Артис Пабрикс приказал исключить из Земессардзе как самого Карклиньша, так и капитана Гвидо Свиклиса.

Отметим от себя: в этом деле появление гранаты на полигоне также было труднообъяснимым.

«Откуда там вообще взялась эта граната?»

Свою вину бывший ополченец отрицал. Защита настаивала: были выполнены все правила. Во время следствия так и не удалось убедительно доказать, что Карклиньш получил гранату и положил себе в рюкзак.

Да, он взял с полигона несколько безобидных сувениров, но при чем тут боевое орудие?

Кстати, и сам Карклиньш серьезно пострадал при взрыве, теперь он инвалид второй группы.

Что существенно: бывшие сослуживцы Карклиньша - а ныне потерпевшие в уголовном деле - тоже его не винили, указывала в разгар суда газета «Вести Сегодня». Они даже единодушно отказались выдвигать к нему какие-либо материальные требования. (Впрочем, все расходы на лечение пострадавшим возместило государство. )

В ходе процесса обсуждалось, что гранаты, которая разорвалась в тот день на полигоне, там вообще не должно было быть - ни земессарги, ни армия такими не пользуются. Карклиньша ли это вина, что на полигоне сдетонировал снаряд, про который бойцы даже не знают?. .

Один из потепервших, Ромуальд Шатс, ныне обладатель 4 осколков в теле, напомнил, что учения длились два дня. Бойцы стреляли из орудия по мишеням.

- Каждое утро проходил инструктаж - что можно и чего нельзя делать на полигоне, - подчеркнул он. - Под подпись.

Учения уже закончились, когда, по словам потерпевшего, Юрис Карклиньш передал командиру осколочную гранату от гранатомета.

- Блестящая такая, - говорит Шатс. - Командир ее осмотрел, стал читать надписи на английском, а вокруг стояли другие бойцы, человек 10.

Далее, по словам свидетеля, граната оказалась на песке (он не видел, кто ее туда положил). Еще Юрис показывал друзьям корпус разорвавшейся мины - «красивый, как вазочка», добавил этот свидетель. В общем, все шло своим чередом, когда земессарги получили приказ разбирать свои рюкзаки.

- Я свой забрал, отошел метров на 10, и тут меня что-то в спину резко ударило. Даже спальник с рюкзака отлетел, - вспоминает свидетель. - Самого взрыва я не слышал, только посмотрел на руки - по ним кровь течет. Сапоги кровью наполняются.

Далее, понятно, суета, больница. . .

Судья попросила земессарга рассказать про ту самую «блестящую» гранату. Свидетель пояснил:

- Мы с такими вообще дел не имеем, поэтому были уверены, что это муляж. Понимаете, даже командир не думал, что эта штука может взорваться. Что он, дурак, что-то опасное Юрису давать?

И потерпевший добавил:

- Это Юрису нужно просить компенсацию у минобороны, потому что непонятно, откуда это взялось на полигоне.

Чего там только не найдёшь

Другой потерпевший, Гунтар Румпетерис, в суде признал: инструктаж бойцов предусматривает, что на полигоне вообще ничего нельзя трогать.

- Но в пределах разумного, все же это нарушают. Те же гильзы: понятно, что они безопасные, вот кто-то их и собирает. Я - нет.

По словам ополченца, на полигоне, который действует с советских времен, найти можно всякое. И о потенциально опасной находке нужно сообщать командиру.

Спор о сроке и компенсации

Сначала Карклиньш был признан виновным по всем статьям, включая непредумышленное убийство. Рижский окружной суд приговорил его к 2 годам тюрьмы. Кроме того, он должен был возместить Министерству обороны 139 222 евро, а Национальным вооруженным силам - 1653 евро.

Однако Верховный суд (ВС) отправил дело на пересмотр в связи с обвинением в причинении телесных повреждений по неосторожности, сроком наказания и компенсацией.

ВС указал, что суд второй инстанции неправильно применил статьи Уголовного закона, которые как раз менялись в это время. По той редакции, которая действовала на тот момент, за причинение телесных повреждений по неосторожности обвиняемый мог получить всего 3 месяца заключения.

В итоге 11 октября 2017 года Рижский окружной суд приговорил бывшего земессарга к году и месяцу тюрьмы. Компенсацию решили не назначать.

Антон ГОРОДНИЦКИЙ.

.

Подробнее читайте на ...

полигоне взрыва адажи карклиньш гранату командир учений мины