В Риге открыли выставку основоположника латвийской живописи

В Риге открыли выставку основоположника латвийской живописи
фото показано с : vesti.lv

2022-6-2 16:31

В огромном цокольном выставочном зале Латвийского национального художественного музея и примыкающем к нему зале расположилась роскошная выставка, посвященная 150-летию выдающегося латышского пейзажиста, одного из основоположников современной латвийской живописи Вильгельма Пурвитиса.

Создатель канона

"Глубочайшая суть произведения искусства непостижима и неисчерпаема. Вследствие этого работы великих мастеров вечно прекрасны и не надоедливы, ибо в их создание вложена огромная сила души. Истинное произведение искусства излучает вечно непостижимую красоту", - писал Пурвитис. Это в полной мере можно отнести и к его работам.

Создатель и крупнейший модернизатор национальной пейзажной живописи, он признан одной из главных личностей в визуальном искусстве Латвии первой половины ХХ века.

Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге у Архипа Ивановича Куинджи (1890-1895). По окончании Пурвитису было присвоено звание классного художника 3 степени (1895), а после - звание художника (1897) за картину "При последних лучах". С 1895-го по 1910-й входил в объединение "Мир искусства". С 1906-го по 1909-й жил в Эстонии, в 1917-1919-м - в Норвегии.

В Большом зале мы видим его "Зимний вечер" 1896 года, подписанный по-русски "В. Пурвитъ", а во втором зале - фотографии членов петербургского студенческого кружка RuKis, среди которых был и Пурвитис, мастерскую этого сообщества, выдвигавшего идеи младолатышей. Рядом - каталог "Весенней выставки Императорской Академии художеств", 1898 год. Обложки каталога выставок художника в Париже, городах Германии, "Выставки произведений московских художников", 1907 год, Ревель.

Есть и фотографии родителей художника - матери Анны, урожденной Клявини, отца Юриса Пурвитиса.

В Большом зале многие посетители впервые увидят яркие акварели художника 1890-х - "Стабурагс" и другие пейзажи, рисунки тушью. Вот "Мельница у пруда Марас" - доныне в этом живописном месте сохранилась ее историческая стена. "Царский сад", "Кейзардарзс" - это ныне Межапарк.

Серия "Ревель", таллинские пейзажи, написана в 1905-1909-м, а "Норвежский пейзаж" - в 1909-м.

Ректор, директор, мастер

На рубеже веков живописца Пурвитиса, мастерски изображавшего снег и раннюю северную весну, отметили в Петербурге, Париже, Мюнхене, Берлине, Вене и других художественных центрах Европы.

Имя европейского латышского классика в истории искусства страны и в представлениях латвийцев стало одним из символов национальной идентичности. В виде поэтических архетипов "пурвитские" образы, мотивы и настроения сохраняют свое присутствие в нашем ощущении и видении пейзажной среды.

Созданный живописцем собирательный образ родной северной природы в любое время года, и прежде всего на стыке сезонов, воспринимаются как канон национального пейзажа.

Пурвитис стал одним из создателей культурной политики в независимой Латвии в качестве первого ректора Латвийской академии художеств и руководителя пейзажной мастерской и параллельно - директора престижного Рижского городского художественного музея (ныне ЛНХМ), собирателя коллекции национального искусства и организатора репрезентативных международных выставок.

На выставке собраны произведения разных периодов творчества из коллекции ЛНХМ - крупнейшего собрания сохранившихся картин и графических работ мастера, которые дополняют экспонаты из коллекций лиепайского и тукумского музеев, нескольких частных коллекций - семьи Белевичей, Андриса Клявиньша, Зузанcов и других.

В ноябре 2021-го решением, принятым на 41-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, 150-летний юбилей Вильгельма Пурвитиса включен в календарь отмечаемых дней ЮНЕСКО в 2022 году.

Во время выставки музей предлагает небывалую доселе возможность - поднявшись по специальной конструкции на высоту 4 метров, вблизи рассмотреть одну из настенных росписей Пурвитиса, украшающую вестибюль 3-го этажа, - созданный в 1907 году пейзаж "Развалины Кокнесского замка". Три люнетные росписи в музее - единственный вклад художника в монументально-декоративную живопись.

"Рацио" и "эмоцио" - чего больше?

Вот что рассказывает Эдварда Шмите, искусствовед со стажем, проработавшая в музее больше 40 лет, с декабря 1972-го по декабрь 2015-го:

- Мы очень много видели работ Пурвитиса за эти годы, много экскурсий водили. А буквально за две недели до нынешней грандиозной выставки я снова думала о художнике.

Вот куратор этой выставки Айя Браслиня сказала, что Пурвитис был прагматичным человеком. А у меня получается, что у него абсолютно уникальные составные части личности, поскольку в нем рациональное с эмоциональным разделяются не поровну - примерно на 5% рационального больше.

Потому что даже когда он пишет экспрессивные картины, ни на одной из них я не увидела, чтобы он сильно "размахивал кистью". Нет, это все продумано, выстроено и под контролем.

Мельница и туфельки

И еще - по его биографии мы знаем, что среднюю школу он посещал, живя в Витебской губернии, где его отец управлялся на мельнице. А когда сын окончил школу, отцу понадобились еще какие-то механизмы. И отец отправил юношу "на практику" к какому-то мельнику. Пурвитис там потрудился, рассмотрел, как работают "передовые" механизмы, вернулся к отцу и сделал такие же механизмы на семейной мельнице. И они прекрасно работали! Такого факта я не знаю ни у одного художника.

Он был человек немыслимой трудоспособности - это мы видим по его наследию. И очень педантичный, аккуратный. Почти 40 лет назад я говорила с женщиной, которая в детские годы встречалась с художником. Ее отец был аптекарем в Сигулде, где Пурвитис несколько лет подряд летом снимал комнаты вместе с женой и приемной дочерью Марьйоной. И эта дама со своих детских лет хранит воспоминания о том, как Пурвитис, поднявшись на второй этаж, увидел, что его дочка как-то неаккуратно сбросила в прихожей свои туфельки. Будучи 60 с лишним лет, он нагнулся, поставил туфельки аккуратно рядышком и только потом направился в свою комнату.

То, что мы здесь сейчас видим, конечно, это и талант, и трудолюбие, и перфекционизм. Вот мы видим его ревельские пейзажи. Мастер один раз изобразил пейзаж с одной точки, потом пересел в другое место и потом еще сделал несколько шагов в сторону. Но это одно и то же место! Не так, как иные художники - нашел свой "мотивчик" и повторяет его бесконечно. Но у Пурвитиса - очень личностное восприятие природы и равноправный диалог с ней.

Есть художники, которые привносят в природные пейзажи свое, иные как бы растворяются в природе, а Пурвитис ведет с ней равноправный диалог умного и талантливого человека. Думаю, это тот случай, когда каждый зритель может найти свой диалог с какой-то из картин и прекрасной, интересной личностью.

Во втором зале на снимках мы видим архитектора и первого директора Рижского городского художественного музея (ЛНХМ) Вильгельма Нойманна (1911), роспись фасада Дома латышского общества (1910), Пурвитиса в своей квартире, уставленной скульптурами и увешанной картинами (1937), фото на пленэре с Марьйоной.

На марше парадной лестницы музея - изображение Ленина и Сталина. А в июле 1941-го на фасаде музея уже "красуется" вывеска "Дойче музеум".

В 1944-м Пурвитис с семьей уехал в Германию. Почил в Бад-Наухайме 14 января 45-го. В 94-м перезахоронен на Первом лесном кладбище.

.

Подробнее читайте на ...

пурвитис пурвитиса художника зале видим выставки музея искусства