2017-4-19 16:12 |
Нынешняя система финансирования удобна в первую очередь для детских домов. Она подразумевает, что деньги следуют не за ребенком, а за учреждением. В Елгавском детском доме опеки бюджет превышает 600 тыс.
евро. Это один из самых дорогих детских домов в Латвии. Самоуправление на содержание каждого ребенка выделяет более 1000 евро ежемесячно,
а в других самоуправлениях на эти цели тратят вполовину меньше средств.
В случае с Елгавой в эту сумму включены: коммунальные платежи, счета за ремонты, содержание теплиц и небольшого хозяйства. В этой системе есть определенная логика. Чем больше в учреждении детей - тем больше его бюджет.
Однако дальше начинается самое интересное. Например, есть мальчик, который бродяжничает уже без малого полгода.
Его никто не ищет, а детский дом формально получает за него 1000 евро в месяц.
Информация формально передана государственной полиции. Елгавская полиция самоуправления не считает, что мальчик пропал. Так, по крайней мере, говорит зам начальника полиции самоуправления Андрис Лакстигала:
«Этот мальчик никуда не пропадал. Он просто перемещается, где хочет».
Десятки воспитанников Елгавского детского дома учатся в различных школах-интернатах и деньги за них получает как детдом, так и учебное заведение. Все происходит в двойном размере.
Треть из 50 несовершеннолетних воспитанников детского дома учатся в школах- интернатах. В Елгаве много начальных, основных и средних школ, есть также две гимназии, но большая часть детей учатся в соседних волостях - в Вирцавской и Лиелплатонской, а еще часть отправлена в интернаты Латгалии. Дети находятся на иждивении у государства, что означает что за финансирование их обучения отвечает уже Министерство образования, а деньги самоуправления остаются детскому дому.
В среднем содержание одного ребенка в интернате обходится в 300 евро в месяц. Выбранные интернаты в Латгалии обходятся почти в четыре раза дешевле, чем рижские и находятся за 200 километров от Елгавского детского дома. Директор детского дома Майя Неиланде, которая отправку детей за пределы Елгавы называет «изоляцией от неблагоприятной среды», уверяет что описанная система не приносит выгоды заведению.
«Денег на питание у нас столько, сколько есть. Если подсчитать, есть выходные, раз в месяц, когда ребенок находится в учреждении. Тут школа за него не платит, питание высчитывается. Все очки, лекарства, которые нужны ребенку, все приобретаем мы и даем с собой», - говорит она.
Между тем абсурдной ситуацию называют не только защитники прав детей, но и Минобразования, которое финансирует школы-интернаты. В государстве есть 15 общеобразовательных и 59 специальных школ. Их содержание обходится в несколько миллионов евро в год.
Между тем наиболее щедро государство платит за содержание детей в психоневрологических больницах. В них ежегодно попадают сотни детей и в общей сложности 40% из них - это воспитанники детских домов.
В больницу «Гинтермуйжа» в прошлом году были помещены 85 несовершеннолетних и примерно половина из них из Елгавы - в том числе и из детского дома. В этом году в палатах побывало уже 27 детей - половина поступила из семей, а вторая половина из различных учреждений. В Айнажской детской психоневрологической больнице лечились 104 пациента, в этом году уже 30.
Многие попадают в заведение уже не первый раз. Министерству здравоохранения это обходится в неполных 2 миллиона евро. И так из года в год. Детей, которые живут в заведениях по уходу, в психоневрологические больницы помещают в 10 раз чаще, чем их сверстников, живущих в семьях.
«Возможно это наше субъективное мнение. У нас часто возникает ощущение, что заведения стараются избавиться от своих детей. И потому они готовы посылать их куда угодно, лишь бы дети не маячили перед глазами», - заявил об обоснованности лечения заведующий отделением психоневрологической больницы «Гинтермуйжа» Геннадий Вихневич.
Подозрения на необоснованное помещение в стационар уже возникали несколько лет назад. И дело даже дошло до инспекции Здравоохранения, но нарушений в тот раз констатировано не было. Однако, даже сейчас эксперты указывают на то, что реально происходящее не совпадает с информацией в медицинских картах.
В них, зачастую, не указан диагноз, например, умственная отсталость, о чем говорится в личном деле ребенка. Или есть дети, которым нужны очки, но очков у них нет. Есть и другие эпизоды. Информация об этом была передана правозащитниками инспекции здравоохранения, однако пресс-секретарь Минздрава Оскар Шнейдерс говорит, что об этих нарушениях министерство не проинформировано.
«С нашей стороны, со стороны Министерства здравоохранения, мы ничего не можем прокомментировать, поскольку не располагаем такой информацией. Может быть персонал работающий в детских домах недостаточно квалифицированный для работы с детьми», - заявил Шнейдерс.
Госинспекция по защите прав детей много лет, как полагают, закрывала глаза на проблемы школ-интернатов. Сейчас большие надежды возлагают на нового руководителя инспекции - Илону Кронбергу.
Подробнее читайте на novaja.lv ...