Латвия исчерпала модель роста

Латвия исчерпала модель роста
фото показано с : vesti.lv

2016-3-17 15:30

Несмотря на победные реляции латвийских чиновников, бодро рапортующих об экономических достижениях, серьезные эксперты предупреждают: страна почти исчерпала нынешнюю модель роста, и без срочных преобразований ее ждет не стагнация (она уже, по сути, наступила), а очередной кризис.

Рост экспорта 2015 году был самым слабым

«Оставляю вам страну с растущей экономикой», - уходя в отставку, сказала своему преемнику Марису Кучинскису бывший премьер-министр Лаймдота Страуюма. И хотя личные заслуги бывшей главы Кабмина в деле подъема латвийской экономики более чем сомнительны, тем не менее, она права, пишет «Открытый город».

Права в том смысле, что движение действительно есть. Точные итоги роста ВВП за 2015 год латвийским ЦСУ еще не подведены, но, по прогнозу Минэкономики, его объем должен увеличиться на 2,8%. Это приличная цифра. В самых экономически мощных государствах Евросоюза сегодня только мечтают о таком росте. В Германии, например, по Евростату рост ВВП в 2015 году составил 1,7%; в Великобритании - 2,2%; в Нидерландах - 1,9%.

Тем не менее, расчеты Минэкономики Латвии никого из серьезных экономистов в экстаз не привели. «Главный двигатель роста - частное потребление: жители стали больше денег тратить на товары и услуги. Рост доходов работающих и низкая инфляция повысили покупательную способность населения. Это видно и в показателях сфер торговли и услуг. В прошлом году оборот розничной торговли увеличился на 4,9%», - указывает, в частности, экономист Эдмунд Рудзитис.

Устойчивое внутреннее потребление - дело хорошее. Тем более что здесь еще имеется и некоторый запас. «Потребители все еще довольно осторожны и не тратят все, что зарабатывают, - часть доходов идет на накопления. Это видно и по портфелям вкладов в коммерческих банках», - говорит все тот же Рудзитис.

Но можно ли строить стратегию развития на потреблении? Вопрос риторический. Зато с более перспективными экономическими драйверами у нас дела не очень. Взять, например, экспорт. Его общий прирост за 2015 год составил 1,2%. «В нынешних геополитических условиях и в ситуации, когда на мировых рынках длительно наблюдаются низкие цены на сырье, этот прирост следует оценивать как хороший», - с гордостью заявляет Минэкономики. И само же добавляет: «Рост экспорта в 2015 году был самым слабым за послекризисный период».

Минэкономики радует также тот факт, что в 2015 году снизились объемы импорта, что вроде тоже здорово - аж на 165,8 млн. евро, или на 1,3%. Но и тут пришел эксперт и все испортил. «Падению объемов импорта способствовало снижение цен на сырье, особенно на энергоресурсы, что позволило улучшить негативный торговый баланс. В этом году, скорее всего, объемы импорта немного вырастут, так как во второй половине года цены на сырье и энергоресурсы должны стабилизироваться», - комментирует данные ЦСУ экономист Дайнис Гашпуйтис.

А что с зарубежными инвестициями? Увы, и тут особо похвастаться нечем. В прошлом году по подсчетам Lursoft рост объемов прямых иностранных инвестиций составил лишь 86 млн. евро. «По сравнению с тенденциями предыдущего года, в 2015-м объем накопленных инвестиций рос медленнее», - констатирует Lursoft. К тому же в некоторых случаях привлечение инвестиций происходило за счет перерегистрации основного капитала предприятий.

Темпы роста замедлятся

Действительно, ситуация совсем не столь радужная, как ее часто пытаются представить чиновники. И специалисты об этом в последнее время говорят все чаще и все громче. Обеспокоенность недавно высказывал, например, Совет по фискальной дисциплине, обнаруживший в стране «риски несбалансированности», которые в будущем могут угрожать экономическому развитию.

Главный риск - рост зарплат. Этот факт сам по себе хороший и приятный. Но прибавки к окладам опережают у нас рост производительности труда, причем эта тенденция в стране наблюдается уже пару последних лет. В итоге, латвийский экспорт, наша главная экономическая палочка-выручалочка, теряет конкурентоспособность. Еще один столп маленьких открытых экономик типа латвийской - инвестиции, - как уже говорилось выше, тоже не радует: за минувший год их объем слегка подрос, но этого явно недостаточно.

Вот что об этом говорит известный латвийский экономист Мартиньш Казакс: «Хотя сегодня мы видим довольно солидный рост внутреннего валового продукта, сегодняшнее развитие нельзя рассматривать как устойчивое и достаточно быстрое. При условии, если текущие тенденции экономического развития Латвии сохранятся, темпы роста замедлятся. Главная проблема - это относительно медленный рост производительности труда, который отстает от роста заработной платы. Текущий уровень безработицы - под 10% - с учетом специфики рынка труда Латвии уже оценивается как довольно близкий к естественному уровню, и это означает, что давление на бизнес с целью повышать зарплаты сохранится и, скорее всего, даже станет еще сильней. В центре особого внимания Рига, где в конце 2015 года зарегистрированный уровень безработицы упал уже до 5%. Проблема не в росте зарплат, а в медленном росте производительности труда».

Казаксу вторит и другой наш экономический гуру, руководитель экономического департамента Рижской высшей школы экономики, датчанин Мортен Хансен: «В целом темпы роста экономики Латвии в настоящее время оцениваются как сравнительно хорошие, но при планировании дальнейшей политики рассчитывать на хорошие перспективы экономического развития в будущем нельзя. Следует учитывать, что данный комплекс проблем - низкий уровень инвестиций, рост производительности труда, сильно отстающий от темпов роста зарплат, а также отсутствие структурных реформ - создает угрозу устойчивому экономическому росту. Кроме того, изменения в глобальной экономике не указывают на скорое улучшение экономической среды. Все эти факторы негативно влияют на потенциальный уровень объема внутреннего валового продукта Латвии».

Там, за горизонтом

По прогнозу Министерства экономики, в 2016 году прирост ВВП Латвии должен составить 3,2%. Минэкономики надеется на «улучшение экономической ситуации в ЕС» и «рост внутреннего спроса в стране».

Министерство также отмечает, что развитие народного хозяйства Латвии в ближайшие годы будет тесно связано с «расширением возможностей экспорта». В переводе с чиновничьего языка на человеческий это означает, что власти рассчитывают на рост объемов экспорта, на который «положительно повлияет дальнейшее улучшение ситуации на основных экспортных рынках ЕС». Правда, с другой стороны, министерство признает, что «дальнейший рост экспорта ограничивается слабым спросом на рынках СНГ».

Не все, однако, верят в радужные прогнозы властей. Так, экономист Мартиньш Аболиньш полагает, что хорошему росту экономики в 2016 году взяться неоткуда. «Нет оснований ожидать особого ускорения роста экономики Латвии в 2016-м. Год начался со значительного падения на мировых финансовых рынках, в основе которого лежат опасения по поводу торможения развития экономики Китая и определенные сигналы об ослаблении экономики США. Сказывается также неопределенность относительно дальнейшего направления монетарной политики США. Поэтому в нынешнем году мы не можем полностью исключить вероятность новых потрясений в глобальной экономике».

В дополнение к этому, отмечает аналитик, народное хозяйство Латвии продолжит ощущать негативное влияние российских санкций и падения рубля на латвийский экспорт. Эксперт также напоминает о проблемах, с которыми в этом году столкнутся строители. Из-за того, что в 2016 году им будут недоступны европейские деньги, ситуация в отрасли ожидается аховая. Прогнозируется, что объемы строительства просто рухнут, и огромное число специалистов будут вынуждены уехать искать работу за границу. Ясно, что это обязательно отразится и на всей экономике страны.

А вот мнение другого латвийского экономиста, Андрея Семенова: «Гибкость латвийских экспортных предприятий радует, но рост издержек на рабочую силу постепенно начинает представлять опасность для конкурентоспособности, о чем свидетельствует отсутствие роста рыночной доли латвийского экспорта в ЕС. Рост производительности труда в целом по-прежнему отстает от роста заработной платы. Для повышения производительности труда нужны инвестиции, но, например, освоение фондов ЕС из нового финансового периода все еще буксует - на конец прошлого года было заключено договоров на 8% от доступных на 2014-2020 годы средств фондов ЕС, к тому же большая часть из них выделена на ремонт дорог и программы занятости».

Благополучие под заказ

Нельзя, однако, сказать, что в латвийском руководстве никто не понимает грозящих стране опасностей. Заказанное недавно Всемирному банку исследование налоговой системы страны, главного рычага экономического управления государством, тому свидетельство.

Исследование обойдется в приличную сумму - 300 тысяч евро. За эти деньги правительство Латвии получит не только анализ ситуации, но и рекомендации, как с помощью налогов поднять конкурентоспособность страны.

Насколько эти рекомендации будут уместными и сработают ли они в Латвии? Это покажет время. Здесь можно вспомнить как Латвийское государство выходило из кризиса 2008 года: под неустанным, чутким и мудрым руководством Международного валютного фонда. Его рекомендации оказались полезными, стране они помогли, это факт. Правда, какой ценой. . . Но это уже совсем другая тема.

Геннадий Андреев, «Открытый город»

.

Подробнее читайте на ...

рост роста латвии экономики 2015 труда производительности экспорта