2022-2-26 12:45 |
Марис Краутманис в "Неаткарига" беседует с Раймондом Рубловскисом, полковником запаса, экспертом в области политики и безопасности, перевод Press. lv. Россия называет это "специальной военной операцией", направленной на "демилитаризацию и де-нацификацию" Украина.
. . С чем мы сталкиваемся сейчас?
Мы стоим перед логическим завершением противостояния, которое длится уже 15 лет и началось на Мюнхенской конференции в 2007 году, где Владимир Путин в своей речи объявил, что Россия практически прекращает сотрудничество и путь к западной модели и, соответственно, начинает строить свою собственную модель развития. Как мы помним, в 2008 году произошел военный конфликт между Россией и Грузией.
Затем последовали конфликты в Сирии, Ливии и, в 2013 и 2014 годах, конфликт в Украине. В 2020 году ситуация усугубилась событиями в Белоруссии. В прошлом году началась концентрация российских войск на украинской границе. То, что происходит сейчас, является логическим результатом регионального и глобального противостояния между Россией, с одной стороны, и "коллективным Западом" - с другой.
Следует ожидать, что Российская Федерация не предпринимала бы таких действий, если бы не заключила громкие необъявленные соглашения с Китайской Народной Республикой о поддержке действий Путина в Европе. Мы не можем исключить возможность того, что Китай воспользуется этими событиями, чтобы попытаться восстановить полный контроль над Тайванем.
Министр иностранных дел Китая Ван И, однако, заявил о своей поддержке суверенитета и территориальной целостности Украины. . . .
Да, но он также заявил, что единственный способ разрешить конфликт на Донбассе - это придерживаться Минских соглашений. Но Украина признала, что не будет соблюдать Минские соглашения.
Каковы ближайшие и долгосрочные цели России - оккупировать всю Украину или разделить ее, убить и заменить президента Украины Владимира Зеленского, лишить Украину доступа к Черному морю или что-то еще?
Я думаю, что нам необходимо различать стратегические и тактические цели. Перекрытие доступа к морю - это скорее тактическое решение. Стратегические цели - не дать Украине стать членом НАТО и Европейского Союза, снизить военный потенциал Украины и оккупировать ту часть Украины, где, по мнению России, население, скажем так, не будет слишком негативно настроено по отношению к России.
По всей вероятности, и это уже происходит, Россия попытается захватить побережье Азовского моря с городом Мариуполем и побережье Черного моря с Херсоном, Одессой и Николаевом на Черноморском побережье. Они также попытаются взять или блокировать Киев и, возможно, некоторые другие районы. Но я не думаю, что они будут пытаться продвинуться дальше в Западную Украину и Львов.
Наверное, нет ни одного высокопоставленного латвийского чиновника, который бы не подчеркивал бесчисленное количество раз, что Латвия находится под защитой 5-й статьи договора НАТО, и поэтому наша страна в безопасности. Безопасно ли это?
Конфликт длится уже 15 лет, и Украина в нем - лишь одна из территорий. Конфликт шире и глубже.
Мы видим, что не все страны решительно выступают за санкции и другие действия против России - в основном мы слышим от Великобритании, Канады, немного от Франции, Германии. Хотя позиция Германии не столь воинственна. Но другие страны? Мы почти ничего не слышим из Испании, Италии, Португалии, Греции, Венгрии.
Как можно интерпретировать Германию, которая одной рукой поддерживает санкции и даже приостанавливает сертификацию "Северного потока-2", но при этом говорит, что не будет помогать Украине оружием?
Германия, учитывая ее историю после 1945 года, не имеет особого желания посылать куда-либо свои вооруженные силы или помогать оружием.
Санкции означают не то, что пострадают те, против кого введены санкции, а то, что пострадают и те, кто их вводит. Если Германия не будет получать энергоресурсы, ее производство может стать неконкурентоспособным. Немецкие политики думают о своем электорате и о своих выборах. Если уровень жизни электората резко упадет, он задумается, зачем страна ввязывается в конфликт с другими странами.
Представители Министерства иностранных дел России до последней минуты отрицали, что они готовят вторжение в Украину. И снова весь мир увидел, что это ложь. . .
Китайский военный теоретик Сунь Цзы 2 500 лет назад и прусский военный теоретик Карл фон Клаузевиц 200 лет назад говорили, что война - это обман противника. Если принято решение начать войну, то врага нужно обманывать вплоть до последнего момента перед началом войны - чтобы он не смог понять мысли, мотивы, цели нападающего.
Должен ли Запад чувствовать вину за то, что дошел до такого безумия?
Думаю, нет. С 24 февраля мы достигли точки, когда все прежние ценности, прежняя система международного права, основанная на правах человека, на равенстве всех государств и так далее, закончились - мы вернулись к геополитике, политике интересов и реалполитике. Если бы Запад отстаивал свои ценности, то мы все вместе должны были бы отстаивать их, применяя жесткие санкции, но мы видим, что этого не происходит. Владимир Зеленский только что с грустью сказал, что украинцы одиноки.
Но президент США Джо Байден говорит, что теперь будут введены санкции, которые будут настолько жесткими, насколько Россия когда-либо видела. . .
Я думаю, что Россия рассмотрела риски перед началом военной операции и решила, что они приемлемы. Россияне не могли не знать о том, что будут введены санкции.
Российские войска захватили территорию вокруг Чернобыльской атомной электростанции. Разве нет оснований опасаться, что от России можно ожидать чего угодно - даже применения ядерного оружия?
Путин сказал в своей речи, что в случае любого "вмешательства извне" эти страны могут ожидать такого разрушительного ответа, какой они не видели за всю свою историю. Только 19 февраля состоялись совместные учения ядерно-космических сил России и Белоруссии. Это был четкий сигнал о том, как далеко готова зайти Россия.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...