2019-5-9 10:24 |
Латвия, Литва и Эстония подтвердили свое намерение еще больше усугубить разрыв с Россией - на этот раз в энергетической сфере. В этих странах полным ходом идет подготовка к выходу из так называемой системы БРЭЛЛ.
Мотивы исключительно политические.
В июне 2019 года Эстония, Латвия и Литва сделают попытку на неполные сутки отключить свои энергосистемы от российской и белорусской. Таким образом прибалтийские страны в очередной раз попытаются выйти из так называемой системы БРЭЛЛ синхронного режима работы энергетических систем Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы. «Электрическое кольцо БРЭЛЛ» - это отнюдь не пережиток советского времени, а соглашение, заключенное между странами-участницами 7 февраля 2001 года.
Чем же вызвано желание прибалтийских стран разрушить данное соглашение? И к чему приведет намерение Эстонии, Латвии и Литвы разорвать единую энергосистему с Россией и Белоруссией?
Для понимания сущности действия БРЭЛЛ необходимо рассказать о смысле укрупнения энергосистемы. Чем крупнее энергосистема - тем проще в ней сглаживать пики и провалы в генерации и потреблении электроэнергии. Тут начинает действовать элементарный закон больших чисел: большее число потребителей и поставщиков электроэнергии неизбежно усредняет суточные и сезонные графики.
Особенно интересным и выгодным вариантом является работа на суточном графике, которая позволяет перекидывать свободные объемы электроэнергии в меридиональном направлении (с востока на запад - и наоборот). Дело в том, что в различных часовых поясах за счет суточного вращения Земли утренний и вечерний пик потребления приходятся на разное глобальное время.
Кроме того, важной является и «энергетическая связность» региона. Так, например, во времена СССР в Единую энергетическую систему был подключен широкий пояс потребителей и поставщиков электроэнергии от Бреста и до Читы. А вот энергетические системы Средней Азии и Дальнего Востока работали уже автономно - сказывалась недостача линий электропередачи (ЛЭП) к этим регионам, которая не позволяла перекидывать нужные объемы электроэнергии.
Отсюда становится понятен и смысл создания БРЭЛЛ в 2001 году: независимая Прибалтика снова получила возможность покупать дешевую российскую и белорусскую энергию, а Россия получила возможность перекидывать через территорию Эстонии, Латвии и Литвы мощности между энергосистемами Центра и Северо-Запада Российской Федерации, а также снабжать электроэнергией анклав Калининграда.
С точки зрения энергосистемы связность прибалтийских стран с Европой минимальна. Большая часть существующих ЛЭП в Эстонии, Латвии и Литве включена как раз в систему БРЭЛЛ, в то время как ЛЭП и подводные кабели, увязывающие Прибалтику с Европой, пока еще критически ненадежны и имеют недостаточную мощность.
Для наглядного примера можно взять один из последних мегапроектов на европейском направлении - кабель NordBalt, который связал в 2015 году Швецию и Литву. Общая стоимость этого подводного кабеля составила 552 млн евро, а длина - более 450 километров. Кабель выполнен по технологии высоковольтной линии постоянного тока (HVDC) и обеспечивает переброску шведской электроэнергии в Литву и в другие балтийские страны. Такая технология, кстати, позволяет уйти от вопроса непосредственной синхронизации прибалтийской и европейской сетей, так как переменный ток преобразуется на оконечных устройствах кабеля в постоянный - и обратно.
Таким образом, если рассмотреть вопрос лишь с точки зрения технологии, то NordBalt - это реальная диверсификация поставок электроэнергии в Прибалтику, причем совершенно не влияющая на принцип синхронного функционирования электрического кольца БРЭЛЛ.
Но вот параметры надежности энергомоста NordBalt оставляют желать лучшего. Уже в 2016 году практически новый объект успел встать на ремонт 11 раз. В 2017 году аварии и остановки происходили практически ежемесячно, а в ноябре 2017 года интервал сократился до двух недель. В 2018 году NordBalt и вовсе встал на полгода: оконечные муфты кабеля, из-за неисправностей которых кабель страдал весь 2016 и 2017 год, попали под процедуру замены с 30 июля по 10 октября 2018 года.
Отсюда, в общем-то, следует неутешительный факт - Балтия до сих пор представляет из себя с точки зрения европейской энергосистемы слабо связанный с нею «остров», подключение которого в единую систему генерации и потребления электроэнергии выглядит форменной авантюрой.
При этом проблемы самого «острова» при таком ненадежном соединении гораздо печальнее. Так как в странах Балтии просто нет нужного количества генерирующих мощностей - электроэнергия по NordBalt большую часть времени идет только в одном направлении, из Швеции в страны Прибалтики.
По самым скромным оценкам, для того, чтобы просто выйти из БРЭЛЛ, прибалтийским странам потребуются 800-900 млн евро. А вот создание альтернативных путей транспортировки европейской энергии обойдется и вовсе в гигантскую сумму: называются цифры от 2 до 3 млрд евро. Притом что за последнее десятилетие Латвия, Литва и Эстония уже инвестировали в энергетические проекты практически столько же.
При этом декларативная задача по выходу из БРЭЛЛ уже к 2025 году и присоединения к европейской энергосистеме, которую прибалтийские политики ставят перед своими энергетиками, выглядит утопично. До сих пор бюджет ЕС частично учитывал финансирование такого рода проектов в странах Прибалтики. Однако уже с 2020 года страны-доноры намерены значительно урезать финансовую помощь Восточной Европе, а целевые фонды ЕС, за счет которых до сих пор велась поддержка энергетических программ в Эстонии, Латвии и Литве, после 2020 года и вовсе закрыть.
Уже через три года Прибалтика будет получать от ЕС где-то на 40% средств меньше, чем сейчас. А большую часть расходов по привязке «острова Прибалтика» к общей энергосистеме ЕС будут финансировать сами.
Впрочем, тут стоит вспомнить лишь старый советский анекдот, в котором пассажирам поезда сообщают, что «на пути к коммунизму никто кормить вас не обещал».
Реальность Евросоюза - это сверхдорогая энергия, и в первую очередь электричество. Нынешняя цена электроэнергии в Литве (0,11 евро за кВт·час), в Эстонии (0,13 евро за кВт·час) и даже в Латвии (0,16 евро за кВт·час) - одна из самых низких в Евросоюзе. Для сравнения, электричество в Германии и Дании стоит 0,3 евро за кВт·час, а в Швеции, откуда в Литву качает электроэнергию упомянутый NordBalt, кВт·час стоит 0,2 евро.
Совершенно очевидно, что такую ситуацию будут «исправлять». Конечно, не путем снижения стоимости электроэнергии в Германии, Дании или Швеции - но исключительно за счет повышения тарифов в странах Прибалтики.
Алексей Анпилогов
.Подробнее читайте на vesti.lv ...