Вот такое кино: «Команда Вечных — словно фонтан «Дружба народов» на ВДНХ»

Вот такое кино: «Команда Вечных — словно фонтан «Дружба народов» на ВДНХ»
фото показано с : vesti.lv

2021-12-12 07:05

"Вечные" (Eternals). Режиссер Хлоя Чжао, в ролях Анджелина Джоли, Сальма Хайек, Ричард Мэдден, Кит Харингтон, Джемма Чан. США, 2021. Формулу "Чем меньше женщину мы любим…" повторяют все кому не лень - хотя она куда надежней работает в обратную сторону.

Тот, в ком явно и сильно заинтересованы, редко отказывает себе в удовольствии капризничать, привередничать, давать от ворот поворот.

В этом году студия "Марвел", заинтересованная, как и все, в многочисленном китайском зрителе, выпустила два масштабных кинокомикса, которые должны были ему потрафить. "Шан-Чи и легенда десяти колец" воспевает супергероя-китайца, а "Вечные" сняты этнической китаянкой Хлоей Чжао. Однако еще задолго до мировых премьер обеих лент пекинский государственный телеканал опубликовал список грядущих релизов, где демонстративно отсутствовали и "Шан-Чи", и "Вечные". На сложном языке тамошней бюрократии это означало цензурный "бан".

В чем провинилась "Легенда десяти колец", никто даже не понял толком. А вот прегрешение постановщицы "Вечных" Хлои Чжао, с 15 лет живущей и снимающей на Западе, журналисты, поднатужившись, раскопали. В давнем интервью Хлоя без восторга отозвалась о КНР под руководством КПК. Так что ее победа на "Оскаре" в этом году с "Землей кочевников" была проигнорирована китайскими СМИ, а запросы на данную тему - китайскими поисковыми системами. Из тамошних соцсетей даже вычистили поздравления пользователей режиссеру.
В общем, выбор постановщика обошелся "Марвелу" дорого. Причем потеря китайского рынка - это еще полбеды. Вторая половина - самый низкий рейтинг среди всех (!) "марвеловских" кинокомиксов, который впаяли "Вечным" на агрегаторах рецензий.

Впрочем, разочарование фанатов комиксов - целиком и полностью на совести самого "Марвела", вернее, его главы Кевина Файги. В таком сугубо индустриальном деле, как постановка дорогих кинокомиксов, все решает продюсер - и если режиссер тут занимается самовыражением, то только с верховной санкции.

Вверяя один из локомотивов "четвертой фазы киновселенной Марвел" архаустной до мозга костей постановщице, Файги сознательно шел на риск. Дело не в самом выборе продюсером режиссера: независимые не так уж редко попадают со своих "Санденсов" в "марвеловские" павильоны. Но, попав туда, они перестают лелеять свою неповторимую творческую индивидуальность: таковая если и требуется, то в гомеопатических дозах, чтоб массового зрителя не отпугнуть. Однако Хлое Чжао, приглашенной экранизировать полузабытую серию комиксов 70-х годов, выдали карт-бланш.

"Вечные" недаром одинаково сильно обескуражили зрителей попроще и впечатлили немногих любителей слово "парадигма": будучи дорогущим блокбастером, они сняты ровно в той же манере, что и фестивально-"оскаровские" малобюджетные ленты Чжао. Тягучей, тоскливой и, как ее часто характеризуют, созерцательной. Что до содержания, то и оно куда больше соответствует фестивальной, а не коммерческой конъюнктуре. "Земля кочевников" получила главного "Оскара" за прогрессивную направленность и сочувствие ущемленным слоям. Вот и "Вечные" - кино идеологическое и левацкое. В нынешних условиях это, разумеется, означает расовое и гендерное разнообразие. Команда тех самых Вечных - бессмертных инопланетян, которых на Земле знают как богов - образцово-репрезентативна, словно фонтан "Дружба народов" на московской ВДНХ. В оригинальном комиксе сорока-с-лишним-летней давности процентная норма белых цисгендерных мужчин в команде была, конечно, по современным представлениям, сильно завышена. Ради экранизации половина Вечных сменила расу, пол или ориентацию.

В фильме предводительница бессмертных пришельцев по имени Аяк - женщина (в комиксе это был мужик), латиноамериканка, в исполнении Сальмы Хайек. Гильгамеш, взявший имя у шумерского героя, - почему-то монголоид (корейская звезда Ма Дон Сок). Персонажа по имени Кинго играет американский пакистанец Кумэйл Нанджиани. Главную героиню по имени Серси - британская китаянка Джемма Чан. Среди двух чернокожих экранных Вечных одна глухая (как и играющая ее актриса Лорен Ридлофф), второй (герой Брайана Тайри Генри) - открытый гей, живущий нерушимой дружною семьей с геем-арабом (Хааз Слейман). "Вечные" -- первый фильм "Марвел", где целуются двое мужчин.

С сюжетом еще интересней. Обычная комиксовая история про разворачивающуюся на Земле борьбу добрых инопланетян (те самые Вечные) со злыми (их называют, гм, девиантами: чья бы корова…) в руках Чжао престранным, но закономерным образом превратилась в парафраз "Трудно быть богом". Причем не Стругацких, а А. Ю. Германа. Вечные - те же прогрессоры: всемогущие и бессильные (не имеющие права вмешиваться в дела смертных), сочувственные и досадующие наблюдатели совершаемых людьми глупостей и мерзостей. Как и дон Румата в исполнении Леонида Ярмольника, они не столько сражают злодеев, сколько рефлексируют и маются два с половиной бесконечных экранных часа.

Кинокомикс, сделанный Германом-старшим: анекдот, оксюморон, нечто, казалось бы, принципиально непредставимое. Но чего только не случается в эпоху идейных битв, умственных смут и моровых поветрий.

Алексей ЕВДОКИМОВ.

.

Подробнее читайте на ...

вечные чжао вечных имени марвел