2018-4-19 12:00 |
В октябре 2018 года пройдут выборы в Сейм Латвии. Агитация уже стартовала: партии пытаются расширить свой электорат и завоевать доверие у общества. Властные структуры тем временем начинают говорить о возможном вмешательстве Кремля в избирательный процесс.
О повестке парламентских выборов, влиянии соцсетей на настроения избирателей и партийных стратегиях RuBaltic. Ru поговорил с депутатом Сейма, председателем парламентской фракции «Согласие» в латвийском парламенте Янисом Урбановичем.
- ? С каким результатом?
- Я не могу сказать этого. Я давно в политике, и мои ощущения таковы: будет очень много неожиданного. Будут использоваться инновации «черного» пиара, будут использоваться социальные сети и технологии, которые уже опробованы в Германии, Франции, США и в других странах. Как показывает мировой опыт, избирательные технологии шагнули далеко вперед. Многие приемы будут использованы и на грядущих латвийских выборах в Сейм. Так что, на мой взгляд, здесь могут быть серьезные неожиданности.
- То есть сейчас прогнозировать результаты вообще нельзя?
- Условно можно, но те, кто говорит, что можно сегодня как-то предсказать результат, ничего не понимают в политике. Потому что сегодняшняя ситуация такова, что всё может радикально измениться в любой момент. Это будет очень жаркое и интересное лето.
Весна прогремит звонкими скандалами. Сезон отпусков ознаменуется борьбой «под коврами». А к осени будут выкладывать, кто и что накопал друг на дружку.
Конец августа - сентябрь - время, чтобы показывать свои козыри.
- А как свои силы оценивает партия «Согласие»? Будет ли она представлена в правящей коалиции?
- У «Согласия» нет успокоения, несмотря на то что все прогнозируют нам хороший результат. Есть позитивная тревога, поиск инноваций для расширения зоны партии в политическом спектре, аудит сделанного и несделанного. Рано говорить об этом. Надо работать и доказывать избирателям свои преимущества.
- На какие темы будет сделан упор в избирательной кампании «Согласия»?
- Мы социал-демократы. Поэтому наши акценты находятся, конечно, больше в социальной сфере. Но у нас есть веские аргументы для того, чтобы громко заявить об экономической ситуации, например. Ведь Латвия сейчас находится в ситуации, которую надо менять. Вообще мы затронем все сферы. В гуманитарной сфере, например, если говорить о [школьной] реформе Шадурскиса (министр образования и науки Латвии), то у нас есть идея, что с этим делать. Но я пока промолчу на этот счет. Не хотим вооружать наших оппонентов. Тем более в предвыборный год.
- Какова будет повестка грядущих выборов? О чём будут говорить политические партии?
- Все будут говорить о себе хорошее, а о других плохое. Как всегда. А избиратель, как всегда, будет наивно надеяться (я про тех, кто пойдет на выборы). Что касается «Согласия», у нас стабильный, верный и умный избиратель. Но глупо было бы рассчитывать только на эти качества. Мы попытаемся убедить наших избирателей в эффективности нашей программы. Надо снова завоевать его расположение, отмечая то, что мы уже сделали. Конечно, проанализируем то, что могли сделать, но не сделали. Объясним почему.
Надо также рассказать о том, как мы собираемся разбираться с навалившимися проблемами.
Я думаю, что нашему избирателю будет завидовать электорат других партий. Это уже сейчас видно. Конечно, разочарование - обычное дело для избирателей всех партий. Но соотношение разочарования и удовлетворения, мне кажется, не в пользу других политических сил по сравнению с ситуацией у «Согласия».
- Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией заявило о готовности принять крайние меры для «обеспечения безопасности выборов в Сейм», для снижения возможности «российского вмешательства».
- При чём тут Россия?! Конечно, мне интересно посмотреть, как наши хранители демократии будут бороться с Facebook. Представители компании сюда приезжали растолковать для наших хранителей демократичности и свободы, что такое Facebook и другие мессенджеры, что такое интернет вообще (я, конечно, иронизирую). Мы же понимаем, что закроется Facebook - откроются «Одноклассники», Telegram, draugiem. lv и т. д.
Сегодня можно уже создавать индивидуальные неподконтрольные платформы. За этим поспеть центр не может ни в одной стране.
Вот в Китае мы видим запреты. Видим, что они ставят свои какие-то мессенджеры и социальные сети. Но люди всё равно находят пути обхода запретов и пользуются запрещенными ресурсами. Я думаю, что там, где есть интернет, цензор бессилен. Потому что интернет быстро меняется и невозможно за ним успеть. Всё это говорит о том, что сейчас будет интересно. Даже уже видно, как эти новшества используют. Иногда это выглядит уродливо, а иногда талантливо. Я даже про оппонентов это говорю. Это значит, что по крайней мере будет интересно наблюдать за происходящим.
- Как будут обстоять дела с явкой избирателей на выборах в Сейм?
- Нельзя предположить, какая будет явка среди живущих в Латвии, потому что неизвестно, сколько людей живет в Латвии на самом деле. Есть статистика. Но одно дело - сколько людей проживает в Латвии на бумаге, и другое - сколько в действительности. Те, кто здесь живет, - их не так много и становится всё меньше.
Еще один фактор, способствующий снижению явки, - апатия общества, неверие, что в стране можно что-то исправить и в принципе что-то может меняться. Люди не верят, что от парламента и властей что-то зависит. И у людей есть основания так считать. Потому что действительно вся банковская система управляется извне. Я уже не говорю про внешнюю политику и оборонную.
Так получается, что у наших политиков в Латвии и у латвийского народа как будто нет своих интересов.
Было бы неплохо, если бы те, кто будет сражаться за возможность представлять своих избирателей в высшем органе власти страны, всё-таки устроили дискуссию об интересах латвийского общества. Как сами политики их видят. Было бы интересно понять позицию партий. При этом хорошо было бы, если бы избиратель смог поучаствовать в этих дискуссиях хотя бы слушателем.
В общем, сегодня латвийские политики должны ответить своим избирателям всего на два вопроса: есть ли у латвийского общества интересы и, как они считают, каковы эти интересы. Возможно, это внесло бы ясность и взбодрило бы электорат.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...