2019-7-31 10:35 |
Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) после очередной миссии в Латвию хвалят нашу страну за достаточно хорошее экономическое положение, но указывают и на риски, пишет латышский публицист Марис Краутманис в NRA.
Марис Краутманис пишет в Neatkar:
«Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) после очередной миссии в Латвию хвалят нашу страну за достаточно хорошее экономическое положение, но указывают и на риски.
Это внешние факторы, проблема репутации финансовой системы, но самый большой названный экспертами МВФ риск - это демографические проблемы. Если их оперативно не решать, они станут настолько острыми, что помешают Латвии аж до 2050 года достичь уровня благосостояния стран «старой Европы».
До 2050 года Латвия может потерять треть рабочей силы, в том числе большую часть - в течение ближайших 10 лет. Только в Болгарии ситуация еще пессимистичнее, чем в Латвии.
Из сообщения МВФ видно, что латвийцы продолжают вымирать и эмигрировать. Это происходит не такими темпами, как во времена экономического кризиса, но наш государственный авиалайнер движется к катастрофе. Количество жителей продолжает уменьшаться, в среднем, на 1% в год - в прошлом году оно снизилось на 14 300 человек, до 1,92 миллиона. В свою очередь, с точки зрения миграции прошедший год был лучшим для Латвии за последние 20 лет - число уехавших превышало число приехавших только на 4800. Так что больше из Латвии не пропадает ежегодно целая Кулдига, но все же на один Плявиньский край становится меньше.
Количество жителей снижается из-за эмиграции, которой способствуют низкие доходы в Латвии. В ряде профессий зарплата в Латвии все еще в три, четыре или даже больше раз ниже, чем в Великобритании, Германии или Норвегии. Люди не могут жить в бедности или в постоянно грозящей тени нищеты. Люди хотят стабильности, социальной безопасности, уважения к своим правам человека, что в Латвии найти трудно.
Эксперты МВФ мало интересуются субъективными ощущениями латвийцев и перипетиями местной внутренней политики, а смотрят на цифры статистики, выводя из них возможные сценарии и сообщая, что надо сделать. Приходится признать, что сценарии мрачные, а советы таковы, что большей части политической элиты, а также общества не хочется их даже слушать, не то, что действовать в соответствии с ними. Политики готовы бесконечно жонглировать всякими мелкими темами, но вот мысли о демографии вызывают головную боль и страх сказать что-то такое, что может быть непопулярно.
В случае базового сценария до 2050 года Латвия может потерять до трети населения - 400 000 человек. Это означает, что уровня жизни «старой Европы» Латвия не сможет достичь, и до 2050 года уровень жизни в Латвии может составлять максимум 80% от уровня старых стран ЕС. «Снижением числа рабочей силы обычно объясняется до 60% от убытка ВВП», - объясняют эксперты МВФ.
Помимо базового сценария, в модели МВФ есть еще два варианта развития событий. В одном варианте государство может постараться влиять на процессы долгосрочными и спокойными мероприятиями, во втором - государство может реализовывать агрессивные реформы практически немедленно.
В первом варианте МВФ видит малозначительную отдачу - снижение числа рабочей силы можно ограничить до неполных 30%, а не трети, а рост ВВП на одного жителя остановится чуть выше 80% от показателей «старой Европы». Активные действия позволят удержать потери рабочей силы на уровне 20%. Как возможный инструмент для решения проблем МВФ назвал коррекцию миграционной политики. «Ввоз иностранных рабочих - один из способов, как решить проблемы уменьшающегося числа рабочей силы».
Но готовы ли нынешний Сейм и правительство сообщить, что теперь мы будем завозить мигрантов? Все политическое влияние Национального объединения базируется на враждебном отношении к любым чужакам - будь то живущие здесь русскоязычные или потенциальные приезжие из третьей мира. Другие партии, за исключением, может быть, только «Развитию/За», тоже не рискнут громко высказаться о допуске мигрантов. В обществе широко распространены панические страхи перед возможными толпами приезжих, особенно из исламских стран. По отношению к индийцам, китайцам, украинцам и прочим тоже царят недоверие, предрассудки и фобии, что человеческое море вмиг поглотит латышский язык, культуру и государственность.
Пока для страха нет опасений. Вода течет не в гору, а под гору, и люди уезжают туда, где лучше платят. Поэтому даже самый обездоленный эритреец или сириец, который проводит свои дни в пункте приема беженцев в Муцениеках, при первой возможности отправится в Германию. Еще в Латвии довольно много студентов из Индии и других стран Азии, но и они уедут. Еще в Латвию приезжают украинцы. Их пригласили бизнесмены, и они проводят тут несколько месяцев в году, не все время. И для них Латвия - не предел мечты, а место, где порой можно подзаработать.
Есть закономерности и заколдованные круги, из которых трудно выбраться. Чем выше будет уровень жизни в Латвии, тем больше людей из-за границы будут хотеть сюда попасть. И наоборот, чем беднее будет Латвия, тем меньше их будет.
Латвия бедна потому, что здесь мало людей и мало денег. Латвийскому народу придется выбирать между двумя вариантами: без иммигрантов и без развития или развитие, но тогда надо принимать чужаков. "
.Подробнее читайте на vesti.lv ...