2020-7-19 06:30 |
В жаркие короткие летние дни как-то совершенно непроизвольно, как миражи, в голове возникают картинки дачного отдыха. Но не нынешнего, а того, прежнего, буквально пионерских времен. Наверное, это уже особенность возраста, когда забываешь, что было позавчера, но отчетливо помнишь события полувековой давности… Поэтому ваш автор в один из невыходных дней доехал до Юрмалы и прошел неспешным шагом несколько километров - но не по пляжу, а по узеньким улочкам, одни из которых тянулись вдоль берега, а другие, подобно параллелям на глобусе, рассекали город от Лиелупе к морю… Возвращение в детство И увидел дачу, вернее, место, где стояла та самая дача, на которой прошли несколько лет (от слова "лето") моего детства и юности.
Дача… Ссадины на коленках, еще не созревшая красная смородина на кустах соседского участка, футбол с мальчишками из пионерского лагеря неподалеку, езда на велосипеде по выступающим из земли сосновым корням, купание в речке и в море… Странная жизнь - полугородская, полудеревенская.
Почему беллетристы, драматурги и киношники так любят дачу, это понятно. Дача - это детство. Многие поколения горожан учились ориентироваться в пространстве, блуждая среди исполинских георгинов и накрывавших с головой лопухов. А дачный чердак - это модель нашего подсознания. Там тоже все свалено в непредсказуемую кучу. Ищешь, к примеру, гвозди, а находишь футляр от старого бинокля или довоенную бутылку с отстегивающейся фаянсовой пробкой, и находки эти отзываются таким внезапным жаром, что какие там гвозди! Хочется искать все нового и нового, вернее, старого нового.
Что русскому здорово…
В других европейских языках нет слов, адекватно передающих понятие "дача". У французов - maison de campagne и residence secondaire. Но это просто "загородный дом" или "второе жилище". У англичан - cottage, иногда с уточнением: country cottage. Это сельский дом. У немцев - Landhaus и Sommerhaus - "сельский дом" и "летний дом". Есть еще Schrebergarten - крошечный кусочек земли, пара деревьев, цветочная клумба, очаг для барбекю и микроскопический сарай для хранения садового инвентаря. Закон запрещает ночевать в "шребергартене", да и негде. Сюда приезжают, чтобы покопаться в земле, посадить любимые примулы или настурции и устроить семейную трапезу на свежем воздухе. Даже понятия "поехать на дачу" у европейцев нет. Все они в один голос, но каждый на своем языке скажут: "поехать за город".
Но что нам Европа. У нас свои обычаи и традиции. Вспоминаются старинные названия: Ассерн, Бильдерингсгоф, Кеммерн, Майоренгоф, Дуббельн… И сюда - все эти поселки сейчас называются Юрмалой - приезжали из Риги на лето целыми семьями.
Прежде всего дачи - это летнее жилье в ближних пригородах. Как правило, деревянное. Кто побогаче - строился сам или снимал целый большой дом. Люди скромного достатка снимали часть дома у хозяев… В 60-70-е годы прошлого века уже многие предприятия и организации имели свой дачный фонд, где летом отдыхали простые советские труженики. Появлялись целые дачные городки. Но желающих отдыхать становилось все больше, а места в Юрмале не прибавлялось. И дачные окрестности ширились концентрическими кругами: дальше, дальше и дальше от города.
Положение обязывает
И летние поселения начали расти как грибы после дождя, причем в тех самых местах, где грибы можно было собирать чуть ли не во дворе. Правда, в зависимости от статуса поселения - дачный кооператив или садовый - дозволялось разное. Лимитировалась кубатура дома и его высота. В отличие от члена садового товарищества член дачного кооператива не был обязан сажать плодовые деревья и разбивать грядки. Более того, дачный участок запрещалось использовать как сельскохозяйственное угодье. Член садового товарищества, напротив, должен был посадить установленное регламентом количество деревьев и кустов ("десять яблонь, из них - две сливы"). Но не имел права построить у себя в домике печь - то есть не мог жить там в холода.
Но даже ради шести соток и щитовой лачуги люди годами стояли в очередях, интриговали. А потом наслаждались жизнью, несмотря на лютых комаров и прочие неудобства. А что касается правил и ограничений - так кто их полностью соблюдал? Одни засаживали свои участки картошкой, капустой, цветами и клубникой в товарных количествах ("Я разогнулся посмотреть, не разогнулась ли она, чтоб посмотреть, не разогнулся ли я…") Другие при помощи хитроумных уловок превращали летние домишки в жилье, где можно было блаженствовать круглый год…
Сейчас дачная жизнь изменилась до неузнаваемости. Те, которые успели удачно воспользоваться сменой власти и государственного строя, возвратились к прежнему пониманию дачи, каким оно было во второй половине XIX века - "загородный дом для отдыха". Или просто загородный дом, в котором они предпочитают жить круглый год.
Да, владение дачей сейчас стало статусным признаком. Люди определенного социального положения обязаны иметь дом где-нибудь в Балтэзерсе, Юрмале, Бабите или Лапмежциемсе… И, понятное дело, все они находятся в частном владении. Те же, кто в социальной иерархии находится ниже, предпочитают путешествовать (куда-нибудь в Турцию или Болгарию - до коронавируса) или отдыхать у деревенских родственников. Продолжая мечтать о собственной даче.
…Сколько уже деревянных дач с верандами, украшенными цветными витражами, пошли под топор, как вишневый сад, или исчезли "от неосторожного обращения с огнем". И на их месте появляются разномастные здания. Но это уже другая цивилизация, другой стиль. Говорить о нем пока что нечего. Тем более как об объекте ностальгии. Для этого необходимо, чтобы по этим ухоженным, стриженным под ежик газонам научилось ходить хотя бы три поколения обитателей новостроек. Вот тогда и появится тема для новой беседы…
Платите и отдыхайте
Вот несколько самых обычных объявлений из Юрмалы. Судите сами…
* Hа лето или на продолжительный срок сдается в аренду грандиозный дом с просторной территорией, в эксклюзивном месте у озера, только в 10 минутах от пляжа Юрмалы.
Мраморные подогреваемые полы, деревянная лестница. Фасад - экопанели FunderMax Exterior (Германия). Баня, джакузи. Система "умный дом". Гараж для двух машин.
Дом расположен в очень тихом месте в окружении соснового леса, но все необходимое находится на расстоянии 10-20 минут: Концертный зал “Дзинтари” - 15 км, аэропорт Рига - 15 км, центр Риги - 20 км.
Цена: 15 000 евро/мес.
* Сдаем на летний сезон 2020 года. В апартаментах есть туалет, душ, холодильник, чайник, кровать. До моря - 700 м, до станции Дзинтари - 300 м.
Стоимость аренды - 350 евро в неделю.
* Хозяин сдает таунхаус в тихом месте в Юрмале, в 5 минутах ходьбы до юрмальского побережья.
Оборудован всем необходимым для жизни: TV, Wi-Fi, мебель, стиральная машина, кухонные принадлежности. Парковочное место во дворе. Место для барбекю.
Июль, август. Цена: 1500 евро/мес.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...