2016-3-4 20:06 |
Возмущение в последние недели определенных кругов (мы страна, где отмывают чужие деньги, особенно плохие российские, украинские, казахские, молдавские деньги; этот бизнес ширится, угрожает репутации государства, не попадем в клуб ОЭСР, и дядя Сэм очень сердит) увенчалось отставкой главы банковского надзора FKTK и бывшего инспектора SAB Закулиса.
Об этом пишет Дан Титавс, «Kapit»
Упомянутые деньги, между прочим, по большей части уходят именно в чистую Западную Европу, в страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и США, где покупается шикарная недвижимость, приобретается другая роскошь. Конечно, это делают те, кто не пойманы ни там, ни тут. В этом плане мы на одном уровне бизнеса с другими финансовыми центрами и его обеспечиваем. Весь этот шум увенчала вроде бы объемная и аналитическая разоблачительная публикация в журнале «Ir» «Как Латвии угрожают алчные банкиры?» о грязных миллионах нерезидентов.
10 миллиардов евро: кто пообещает больше?
Отложим в сторону эмоции и немного подумаем головой! Что на самом деле из себя представляют те деньги, которые в трудах разных так называемых исследователей именуются рискованными средствами, вложенными нерезидентами (гражданами других стран) в латвийские банки? Большая часть этих денег, объем которых суммарно составляет около 12 миллиардов евро - нормальные деньги, от оборота которых латвийские банки, обслуживающие так называемых нерезидентов, получают хорошую комиссию, поддерживают хорошо оплаченную рабочие места и платят солидные налоги в бюджет Латвии. Да, часть из этих средств порождает скандалы, потому что действительно получена и управляется незаконным путем. Сколько? Несколько десятков миллионов? Несколько сотен миллионов в год? Даже если целый один миллиард из этих средств нерезидентов в Латвии «грязный», то это меньше 10% от общей суммы. И теперь Латвии надо отказаться от остальных 11 миллиардов и отдать их другим финансовым центрам? Кажется, что исследователи этого хотели бы, другой вопрос - почему: откуда у них появилось желание упорядочить банковский сегмент таким образом?
Еще стоит добавить, что банки, обслуживающие так называемых резидентов или жителей Латвии, получают свою прибыль с нас довольно примитивно - широкий круг клиентов, который, в основном, обеспечивается договорами с работодателями о зарплатных счетах, и постоянно поднимаемая комиссионная плата за базовые услуги (новостное агентство в начале февраля: прибыль «Swedbank» в прошлом году достигла 120 миллионов евро, что составляет примерно треть от прибыли всех латвийских банков). Возможно, часть этой прибыли вернется в латвийскую экономику, часть уйдет на их родину, но прибыль от нерезидентов получена от денежных потоков других стран, это, по сути, как мы видим, довольно рискованный заработок за пределами Латвии и отправка прибыли домой, внесение дополнительных денег в нашу экономику. Наши доходы генерируются иностранцами.
Ясно, что нужно контролировать и останавливать «грязные» деньги, те 5-10%, предоставлять необходимую информацию об этих деньгах иностранным партнерам, но я не уверен, что из-за этой мелочи надо кусать за ноги свою страну, как это делают исследователи «Ir». Всего банковский сектор Латвии дает около 2,5% от нашего ВВП, и каков его образ? Теперь весь он кажется грязным. Отрубим хотя бы сегмент нерезидентов - зачем он нам нужен?! Другие финансовые центры его уже ждут, но международная конкуренция в аргументации доморощенных исследователей по-прежнему игнорируется. Как обвинение Латвии интерпретируется фраза американского финансового чиновника Глейзера, что через нашу банковскую систему проходит 1% всего оборота долларов в мире, и Минфин США говорит: «Призываем страны установить более строгий надзор, это относится к крупным финансовым центра, включая Латвию». Ужас-ужас, Латвия - крупный финансовый центр, как некрасиво!
На мой взгляд, это достижение нашей сравнительно молодой банковской системы за последние 20 лет, а не повод нас дискриминировать или осуждать. Тут стоит вспомнить, как в свое время перестарались с уничтожением своей сахарного производства, и частично - рыбного хозяйства. Евросоюз, Запад и иностранные эксперты даже не давили, просто немного спровоцировали, предложили то и се - и латыши больше не конкуренты.
Деньги защищают
Есть более умные страны. Швейцария - мировая денежная держава, и эту свою идентичность постоянно оберегает. Меняются времена и нравы, и швейцарским банкам тоже пришлось кое-что открыть и получить за это наказание, но идентичность остается и приносит прибыль. Такая финансовая мощь дает государству политическое влияние, потому что никто не будет жечь сарай, где хранит свой горшок с деньгами. Не секрет, что швейцарские банки заработали на оставшихся без владельцев деньгах и золоте убитых евреев, так же, как и помогали нацистам превращать награбленные в концлагерях драгоценности в нужные для войны ресурсы, в конце концов, хранили деньги самих нацистов. Говорят даже (Diena, май 1997), что таким образом было отоварено хранившееся в Бельгии золото Банка Латвии. Стыдно, но это хорошо оплачивалось и оплачивается до сих пор. Конечно, это крайности финансового хозяйства Швейцарии и позорное пятно на нем, но мир бизнеса циничен.
А в Латвии беспокоятся из-за российских налоговых оптимизаторов, которые отсылают свои миллионы в наши банки. Никогда не понимал, какое нам дело, если жаждущий западной жизни российский бизнесмен не уплатит Путину налоги? Стоило бы радоваться, потому что таким образом ослабляется экономика агрессивной соседней страны. Между прочим, ни один латвийский банк не стремится к грязному и рискованному бизнесу, а их руководство - к потере должности или штрафу в 2 миллиона. Банки заинтересованы разумных рисках и контроле своих денежных потоков. Посмотрите в интеренете - каждый год контрорльная служба Латвийской прокуратуры получает от банков 12-17 тысяч сообщений о подозрительных сделках: благодаря им нередко открываются новые дела, передается информация иностранным следователям. Но это не интересует упомянутых исследователей и их сторонников в политике. . . Им интереснее унизить свою страну, банки, надзор и уменьшить ВВП.
Уязвленные исследователи
Важно учитывать и междоусобную конкуренцию нашего разнообразного банковского сектора. Да, так называемые свенсоновские или шведские банки получают прибыль благодаря большому числу клиентов и примитивным транзакциям, и вроде бы не заинтересованы, чтобы тут развивался бизнес на деньгах нерезидентов. Но только до момента, когда эти «нерезидентские банки» будут срублены государственной политикой или надзором, и 10 миллиардов евро внезапно зависнут, не зная, куда теперь прислониться. Тогда ситуация иная, и все начнут махать руками: сюда, сюда! И так называемые «нерезидентские банки» конкурируют друг с другом. Это стоит помнить всем правдолюбцам, которые яростно борются против «грязных денег» нерезидентов.
Отмывание денег в целом вроде бы понятно каждой тетушке в Бауске, но есть еще одна сеть, которая ловит грязные деньги - финансирование терроризма. Что это такое? Разве у террористов в Париже не было счетов в европейских банках, платежных карт? И что, если кто-то из них брал кредит в банке? Теперь этот европейский банк финансирует терроризм? Здравствуй, Париж, штаб-квартира ОЭСР! Надзор не может упорядочить все, глобальные финансовые потоки - это бизнес, который непрерывно меняется, и среди них всегда могут просочиться «плохие деньги».
Осуждение СМИ и общественности направлено против надзора, банков, государств, но они - только почтальоны, которые не могут проверить каждую бандероль. Публикация «Ir» тоже эмоционально клиширована: хорошие-плохие, чистый-грязный, свои-чужие, и множество эмоциональных слов свидетельствует об этом: влипнуть, полощут мозги, проснулись от летаргического сна, слабый надзор, черные, кровавые деньги. . . Это далеко от науки и исследований. «Ir» высмеивает исследовательский центр «Certus» и источники его финансирования, которые не скрываются; вопрос однако, кто финансирует исследователей самого «Ir»? Журналистика свободна только тогда, если ее финансирует ее аудитория, читатели, а не какие-то фонды, общественные организации, которые, возможно, представляет финансовые центры - конкурентов Латвии. В мире сложился отделенный от нормальных редакций исследовательский журналистский ресурс, используемый разными ораторами, которые поют в уши исследовательским девочкам, оплачивают счета и ведут свои пропагандистские войны.
СМИ уже давно не носители чистой идеи, их формат, особенно за пределами общественных СМИ, изменился; если меняется форма, меняется и содержание. Это надо понять читателям, но кто им это скажет? Шахматы денежного мира в таких публикациях низводятся до разговоров тетушек за стиркой. Никогда не был очень высокого мнения о журнале «Ir», но теперь действительно стыдно говорить о бывших коллегах по Diena. В свою очередь, «Re:Baltica» могу посоветовать заглянуть в ежегодные сообщения Госдепартамента США о главных странах по отмыванию денег - Латвия там значится среди как минимум 20 стран ОЭСР. Добро пожаловать в клуб!
Перевод: freecity. lv
.Подробнее читайте на vesti.lv ...
Источник: vesti.lv | Рейтинг новостей: 124 |