2017-3-2 18:14 |
Странам ЕС предстоит ратифицировать соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и Канадой (CETA). Дебаты в Сейме Латвии получились жаркими. Своими впечатлениями от дискуссии поделился депутат Игорь Пименов.
Лицемерие и демагогия. Содержательной дискуссии не происходило. Была только политическая работа со стороны людей, лоббирующих интересы транснациональных компаний. Лоббистами выступают правительство, правящая коалиция, особенно партия «Единство», которая пристально следит, чтобы страна максимально выполняла обязательства перед ЕС.
Они используют традиционные доводы демагогического характера вместо разговора по существу. Все возражения о возможных долгосрочных рисках для Латвийской Республики не получили никакой оценки - лоббисты CETA их просто замолчали. Их цель - не дать быть услышанными рациональным доводам со стороны критиков. Одни просто уводят дискуссию в сторону. Другие пытаются скрыть правду.
На кон ведь серьезно ставится будущая конкурентоспособность латвийской экономики. Безусловно, Канада в политическом отношении дружественна как нам, так и Евросоюзу. Вместе с тем гласные и негласные правила свободного рынка создают совершенно определенную мотивацию любыми средствами преследовать собственную выгоду - как действуя в рамках законов, так и переступая через них, особенно если никто при этом не возражает. В этом отношении Канада не лучше и не хуже любой другой державы земного шара.
При открытии рынков импортные товары поступают в страну без каких-либо ограничений. Понятно, что потребитель видит изобилие на прилавках. Возможно, при этом цены будут падать. И, казалось бы, жить становится веселее. Но давайте помнить, что и об экономической конкурентоспособности государства должно прежде всего заботиться само государство. Как бы мы ни радовались изобилию товаров на рынке, политики должны задумываться о том, как оно повлияет на конкурентоспособность экономики.
Если мудро не регулировать это «изобилие», оно будет ставить в очень невыгодное положение национальных производителей Латвии, которых, кстати, не так уж много. В основном это производители продуктов питания, одежды, экспортеры древесины, деревообработчики, небольшие кластеры машиностроения. Кто-нибудь учел, какое давление на ЛР окажет хваленое товарное изобилие? Есть сторона соглашения, которая не имеет ничего общего со свободной торговлей, а направлена на защиту иностранных инвестиций. Данный момент очень слабо прописан в соглашении. Точнее, сделано всё возможное для того, чтобы обеспечить защиту внешних инвесторов.
Иностранных инвесторов можно понять: они вкладывают деньги и не хотят, чтобы их деятельность и прибыль поставили под угрозу. Так давайте, с пониманием относясь к их интересам, не забывать о Латвии! Защита иностранных инвестиций не должна подрывать суверенитет. Если Латвия увеличит зарплату для защиты социальных и трудовых прав наемных работников, инвестор сможет подать в суд на Латвию и заставить ее выплатить штраф. Такая перспектива более чем очевидна. Подобный иск в свое время подавали против Египта, чьи власти подняли минимальную зарплату. Не хотелось бы, чтобы Латвия попала в точно такую же переделку.
Правовая система, защищающая иностранных инвесторов, построена так, что международные нормы будут превалировать над национальным законодательством. Кроме того, будет создана двухуровневая Система инвестиционного суда. Ее решения будут доминировать над решениями национальных судов.
В таких условиях в Латвии любые решения о мало-мальском реформировании экономики, налоговой системы, общественных услуг вроде образования и здравоохранения будут приниматься с оглядкой на то, чтобы не попасть под санкции инвестиционных судов. Это уже никуда не годится.
Плюсы от повышенного риска из-за подписания CETA - ускользающие. Нам говорят: «Ну как же? Иностранные инвестиции ведь принесут рабочие места!» Конечно, принесут! И это прекрасно. Развивающейся стране, такой как Латвия, иностранные инвестиции очень нужны. Профсоюзы протестуют против этого соглашения не только в Европе, но и в Канаде. Речь идет о защите канадской конкурентоспособности, ведь ЕС в численном представлении является более мощной экономической машиной, чем Канада. Риски есть для обеих сторон. Выигрывать будут только те, кого защищают инвестиционные суды.
Возможно, если для мощной Германии зона свободной торговли не представляет существенного риска, небольшим государствам ЕС она в долгосрочном плане может «аукнуться».
К тому же соглашение создает определенный прецедент. По рельсам CETA будут пущены другие проекты. На подходе Трансатлантическое партнерство между ЕС и США. Хоть Дональд Трамп его притормозил, в долгий ящик этот договор не упрятали. Спустя некоторое время о нём снова вспомнят. Вода протекает в любую щель. «Щелью» в экономике является потребитель. Потребительский рынок ЕС огромен. Он привлекателен в том числе и для американских компаний.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...
Источник: vesti.lv | Рейтинг новостей: 107 |