Морские байки: как латвийские моряки нашли на борту девушку

2019-2-17 13:00

Предыдущие главы об учебном судне Рижского мореходного училища - в «Сегодня НЕДЕЛЯ» в №№ 35 (31. 08-6. 09), 45 (9-15. 11), 47 (23-29. 11), 49 (7-13. 12) 2018 г. и в №№ 5 (1-7.

02) и 6 (8-14. 02) 2019 г. Рассказывая о «Капелле», нельзя не вспомнить о событии, которое произошло на борту парусника в 1962 году и послужило созданию на Украинском телевидении почти приключенческого фильма. Съемки картины проходили в 1981 году на борту учебного барка «Товарищ».

Создатели телефильма взяли за основу оперетту композитора Якова Цегляра «Девушка и море». В ней поется и танцуется о том, как семнадцатилетняя девчонка под видом курсанта пробралась на борт парусника и отправилась в плавание. Об этом случае я узнал, будучи на практике в 1962 году, когда командование парусника одолевали корреспонденты «Комсомольской правды».

Газета встала на защиту нескольких курсантов мореходного училища из Ленинграда, которые поспособствовали проникновению девушки по имени Вера на борт учебного судна.

Девчоночья мечта

Вера влюбилась в море, занималась в яхт-клубе «Моряк», часто выходила в составе команды яхты в Рижский залив. Для себя она решила: «Я должна стать судоводителем!» Сразу после окончания восьмилетки Вера решила подать документы в Рижское мореходное училище. Но в правилах приема в РМУ, как и прочих мореходок, была фраза, звучавшая как приговор: «Принимаются лица мужского пола». Это сейчас девушкам на флоте рады: к примеру, Латвийская морская академия готовит не только портовых инженеров, но и судоводителей, и электромехаников! Технику стало легче обслуживать - повсюду автоматизация, в работе не требуется солидная мужская сила, необходимая моряку полвека назад.

В мореходке посоветовали Вере пойти в море буфетчицей или окончить готовящее судовых поваров училище в Ленинграде. «Нет! - думала девушка. - Я должна стать только штурманом!» И она решила пробраться на учебное судно. Морские рейсы покажут, будет ли она отставать от этих лопоухих короткостриженых морских пацанов!

В то время баркентина «Капелла» стояла у Вантового моста на левом берегу Даугавы, поджидала курсантов Рижской мореходки, которым предстояла трехмесячная практика. Затея девушки была авантюрной. Ведь ее могли разоблачить в первые же часы пребывания на судне, так как курсанты знали друг друга, да и руководитель их практики был сотрудником Рижской мореходки.

Но помог случай. В том году на практику в Ригу прислали несколько курсантов из Ленинграда. И Вера договорилась с их старшиной, что проникнет на баркентину вместе с питерцами. Помогала ей вести переговоры лучшая подруга. Дома Вера оставила записку, что уезжает к бабушке.

И вот «Капелла», покачивая бушпритом, вышла в Рижский залив. На борту ее среди шумной ватаги подростков была девушка. Она подстриглась ежиком, облачилась в робу с гюйсом, надела рабочие ботинки-танки. Смотри-разглядывай Веру - от паренька не отличишь.

Девушка не пропускала ни одного занятия, ни одного парусного аврала, ни одной учебной тревоги. Стояла на руле, дневалила, дежурила на камбузе. Все у нее ладилось.

На борту - ЧП!

Более двадцати лет назад в честь 70-летия со дня рождения Валентина Пикуля должно было начаться торжественное собрание. Я пришел заранее, рисовал наброски с характерных лиц. И вдруг вижу: рядом со мной сидит Евгений Иванович Смирнов, капитан «Капеллы»! Тридцать пять лет прошло со времени моей парусной практики, но его сразу узнал - та же улыбка, та же доброжелательность. Завожу разговор:

- Евгений Иванович, много всяких баек ходит о том, как в рейс на «Капелле» отправилась девушка. Что же было в действительности?

- Все очень просто. Началась практика курсантов, окончивших первый курс. Все шло как обычно: учеба, качка, по выходным приходили в порт. И вдруг однажды в море наш радист Назиб Абдуллович Шакирьянов приносит мне радиограмму примерно такого содержания: «На борту вашего судна девушка. Срочно примите меры по ее списанию на берег. Начальник РМУ Роберт Акит».

Что за ерунда, думаю. Какая девушка?! Срочно собираю комсостав. Никто не верит новости. Похоже на шутку, решили командиры, но предприняли срочные меры. Решили не афишировать возможное пребывании девушки на борту. Довели лишь до сведения старшин. Боцман, штурманы, радист были привлечены к разоблачению дерзкой девчонки - но все бесполезно. Что-то напутали в Риге, решили мы. Но за курсантами не ослабили наблюдение.

Загадку решил старший помощник Янис Янович Спила. Совершенно случайно. Встали мы на рейд порта Клайпеда. Курсанты отправились в увольнение. Шлюпка под командованием старпома отчалила от борта, подошла к причалу. Янис Янович первым поднялся на него и стал подавать руку подросткам-практикантам. Почти все уже были на берегу, когда старпом в своей руке почувствовал нежную девичью ручку. Стало понятно, кто из курсантов Вера.

Как же в мореходке узнали о нелегалке? Мать Веры, обнаружив, что дочери у бабушки нет, стала выведывать с пристрастием у лучшей ее подруги, где, мол, Вера. Та в конце концов сдалась. Мама не знала, что предпринять! Ее дочка проводит одна - дни и ночи - в окружении нескольких десятков юношей!. .

Мы, курсанты, проходя практику на «Капелле» в 1963 году, знали, что ленинградских курсантов, способствовавших появлению Веры на баркентине, с судна списали и тут же исключили из мореходки. Как говорилось вначале, этим случаем заинтересовалась «Комсомольская правда». В те времена публикация в газете была мощной силой, так что ленинградцев вскоре восстановили на судоводительском отделении.

А Вера? Что стало с ее мечтой? Некоторые из моряков говорили, что она уехала на Дальний Восток, там работала матросом на буксире. А позже говаривали, что Вера окончила заочно мореходку и стала капитаном на «комете» - пассажирском судне на воздушной подушке.

Владимир НОВИКОВ.

Окончание следует.

.

Подробнее читайте на ...

вера борту девушка курсантов 8470 море мореходки девушки