Моряк идет за покупкой

Моряк идет за покупкой
фото показано с : vesti.lv

2018-3-5 14:00

Моряки советских времен, заходившие в порты капиталистических стран, как правило, покупали товары только в определенных городах. Там, где существовали маклаки. Слово это в свое время вошло в морской жаргон.

Согласно толкованию словарей, «маклак» имеет несколько значений. В нашем случае, скорее всего, подходит такое: «посредник при мелких торговых сделках».

Это была особая торговля. Маклаки приобретали большие партии товаров в странах, их производивших. И в свою страну ввозили практически беспошлинно с запретом продажи его местному населению. В витринах магазинов многих маклаков красовалась заметная издалека надпись IMPORT-EXPORT, что подтверждало, что товар в стране не задерживается. Часто из таких магазинов купленное моряками не выдавалось им на руки, торговцы его запаковывали и доставляли на судно централизованно.

Товар в этих магазинах был своеобразным, в зависимости от моды и времени: нейлоновые носки, рубашки, плащи-болонья, ковры, парики, гипюр, нитки мохера и даже одеяла.

Оклады моряков торгового флота в советских рублях были небольшие. Кроме них выдавалась так называемая инвалютная часть зарплаты, совсем ничтожные деньги. Например, матрос 2-го класса получал в сутки сумму, на которую можно было осуществить, скажем, в Швеции, три поездки на городском автобусе или приобрести четыре открытки с видами города. Естественно, моряку следовало экономить, копить валюту. Но, собрав ту или другую сумму, приходилось ждать посещения города, в котором имелись магазины маклаков. К ним относились Стокгольм, Гамбург, Антверпен, Роттердам, другие крупные порты, где швартовалось много судов. Удачно можно было сделать покупки в Гибралтаре или в Лас-Пальмасе.

Маклаки, как правило, говорили по-русски, были людьми общительными. Могли разговорить и моряков. И, как прояснила история торговца украинского происхождения, хозяина антверпенской фирмы Bantex, благосклонность властей маклаки порой зарабатывали сотрудничеством с определенными службами.

Как рассказывает моряк В. С. , хозяин упомянутой фирмы оповестил стоявшие в Антверпене суда: «Члены ваших экипажей могут прийти в мой магазин, выбрать товар и получить его бесплатно». А в доверительной беседе сообщил:

- Меня осаждают спецслужбы. Хотят получать информацию о разговорах советских моряков. Я никогда стукачом не был и не буду! Жена моя - хозяйка швейной мастерской, как-нибудь проживем…

Бывало так, что в крупном порту появлялись новые торговцы - молодые парни, говорившие на очень современном русском языке, с оборотами, которые у эмигрантов не встречаются. Они также внимательно относились к разговорам моряков. Но надолго подобные «маклаки» не задерживались. Исчезали неизвестно куда так же быстро, как и появлялись.

Как правило, в магазинах маклаков торговали поляки. Надо сказать, что когда в них пересекались моряки из СССР со своими польскими коллегами, советским оставалось только завидовать. Польские моряки чувствовали себя как дома. Если наши приобретали один-два плаща, то польский моряк укладывал полуметровую стопку этого товара и говорил продавщице:

- Еще Една тАка сАма!

В шестидесятые годы в Роттердаме морякам с сухогрузных судов, чтобы купить ходовой товар, не надо было ехать в город, «магазин» приезжал сам. Это был микроавтобус, из которого выпрыгивал невысокий старичок-толстячок в сером плаще и с серой шляпой на голове, маклак Чапка. Моряки спускались на причал, где могли потратить свои гульдены. Предлагал торговец и чулки ажурные, и открытки с подмигивающими японками, и блузки с кружевами, и даже некоторые интимные товары. Если это происходило в пятницу, Чапка приговаривал:

- Покупай-навались, ото-ва-ри-вай-ся! Завтра суббота, я не приеду. Чапка - еврей и в субботу не работает.

А во французском Дюнкерке, рассказывает моряк В. И. , в семидесятые годы торговал молодой поляк Славка. Именно в этом городе морякам из магазина в город выносить товар таможня строго запрещала. Славка был с чувством юмора. Все время шутил, порой в рифму беседовал с покупателями, а когда писал на пакетах фамилии их хозяев-моряков, то старался это делать необычно, сопровождая текст рисунками-карикатурами. Например, фамилия нашего второго механика была Белоконь. Славка написал большими буквами «БЕЛО» и тут же нарисовал очень смешного коня.

А вот какую историю рассказал моряк А. В. :

- Рейс у нашей плавбазы был долгим. По пути в район лова мы зашли на Канары, в Лас-Пальмас. Среди экипажа были такие, кто знал, что выгоднее покупать в данный момент. В тот раз они говорили: «Сейчас по низкой цене можно купить одеяла из верблюжьей шерсти». Я приобрел такое одеяло - большое, просто огромное! Его мне в магазине упаковали, пакет получился солидный. А еще хотелось походить с ребятами по городу, и я договорился с продавцом, что на обратном пути заберу покупку. Но получилось так. Мы возвращались к причалу по другой улице, и я совсем забыл о своем пакете. Мы отправились в Южную Африку и опять на Канарах оказались только после четырех с половиной месяцев, когда возвращались обратно. Я на всякий случай заглянул в магазин, где оставил одеяло. Вдруг продавец индус кинулся ко мне: «Где ты пропадал так долго?! Упаковка с твоим одеялом уже пылью покрылась!» - и вручил мне пакет.

А вот рассказ моряка В. М. :

- В Стокгольме была фирма Julius Helander. Ее менеджер, солидная энергичная женщина, откликалась на просьбы покупателей очень оперативно. Моряки называли ее просто: Полячка. Как-то работали мы на коротком плече, на небольшие шведские порты на севере Ботники, захода в Стокгольм не было давно. И вот, когда мы направлялись в порт Лулео, один из командиров высказал мысль:

- А давайте, проходя траверз Стокгольма, позвоним в фирму Полячке по радиотелефону и сделаем заказ. А вдруг она пришлет товар к нашему приходу в порт…

Попытка не пытка. Так и сделали. Дозвонились. Сделали заказ: «Столько-то мотков мохера, такого-то цвета, приход в Лулео - тогда-то».

И вот приходим мы в порт, и на причале нас уже ждет агент с громадным пакетом (мохер-то легкий!): мол, готовьте моряки деньги…

Этот метод приобретения товаров со временем стали применять и моряки с других судов, работавших на порты Ботнического залива.

В начале 90-х годов у моряков началась другая жизнь. Многие стали работать на иностранных судах, да и те, кто работал в латвийских фирмах, стали получать полноценную зарплату в валюте, как и моряки всего мира. Естественно, и деятельность маклаков потихоньку сошла на нет.

Владимир НОВИКОВ.

На фото: Визитки маклаков давних лет.

.

Подробнее читайте на ...

моряки товар маклаки маклаков моряк моряков порты советских