2019-7-5 12:55 |
Накануне официального визита Владимира Путина в Италию газета Corriere della Sera попыталась выяснить у хозяина Кремля, готов ли тот уйти из политики по окончании текущего срока. «Об этом пока рано говорить.
Впереди еще пять лет напряженной работы, - уклонился президент от ответа, - И при такой стремительной динамике, которую мы сейчас наблюдаем в мире, трудно делать прогнозы. Поверьте, сейчас мне есть чем заняться в том качестве, в котором нахожусь».
Нежелание Путина расставаться с властью всем известно, и тем не менее, 66-летнего российского лидера продолжают об этом спрашивать - в последнее время все чаще. «Куда вы так спешите? Я пока никуда не собираюсь», - заявил президент, выступая полгода назад на бизнес-форуме «Россия зовет!», когда один из участников пленарной сессии Майкл Генри, представлявший бостонскую инвестиционную компанию Wellington Management, деликатно поинтересовался будущим страны после того, как Путин покинет политическую сцену.
Планы Путина, разумеется, интересуют не только иностранцев. «Нет», - твердо ответил хозяин Кремля на вопрос россиян, не надоело ли ему быть президентом. И он, напомним, был наименее эмоциональным из тех, что граждане посылали со своих телефонов в ходе последней прямой линии - семнадцатой по счету на девятнадцатом году путинского правления. Некоторые из этих вопросов, больше похожие на дерзкие реплики и даже прокламации, проецировались на большой монитор студии, служивший фоном общения президента с населением: «Когда вы уйдете в отставку?», «Когда вы перестанете нарушать положение Конституции о максимальном президентстве в два срока?», «Три срока президентства - достаточно!», «Может вы устали, и вам пора отдохнуть?».
Едва 66- вопросе о «Путин встает перед очень плохой дилеммой - », « власти» по окончании текущего срока и «слишком высокие, даже критично опасные издержки» такой механизм создать.
Поэтому в стране так популярны дискуссии о возможных методах решения «проблемы 2024» - транзита власти по истечении второго шестилетнего президентского срока, продленного путем изменения Конституции, неприкосновенность которой президент в свое время считал последним рубежом государственности («Если каждый вновь приходящий глава государства будет менять Конституцию под себя самого, то от этого государства скоро ничего не останется»). Дискуссии - скорее о тенденциях, чем о воображаемом календаре президентства. Это нарратив, который пришел на смену более-менее точным прогнозам, успевшим себя дискредитировать.
А таких было немало. Например, социолог Леонид Седов, исходя из разработанной им стройной концепции 17-летних политических циклов, ожидал, что путинское правление окончится не позднее нынешнего года. Приблизительно так же думал и бывший владелец «ЮКОСа» и создатель общественно-политического движения «Открытая Россия» Михаил Ходорковский, который делал по меньшей мере два подобных прогноза, причем в последнем предсказывал уход Путина уже через год после президентских выборов 2018 года.
В итоге мало кто сегодня готов компрометировать себя столь очевидным гаданием на кофейной гуще. Система российской власти, не стесненная условностями основного закона и свободная от политической конкуренции, слишком произвольна, а, следовательно, непредсказуема в своих дальнейших действиях. «Останется ли Путин, изменив Конституцию, оставит ли он пост преемнику, а сам на одну каденцию возглавит Совет Безопасности или правительство, вся конструкция созданного им корпоративного государства сохранится в течение длительного времени, конец которого невозможно прогнозировать», - убежден политолог и публицист Александр Морозов.
Впрочем, все это не отменяет необходимости соблюдать формальные приличия. Путина наверняка и дальше с искренним интересом будут спрашивать о том, какой ему видится собственная отставка. И он из вежливости в непринужденной манере продолжит отвечать на этот вопрос - риторический в современной России. Как и прежде, временами будут обостряться клановые противоречия и случаться громкие кадровые перестановки, которые, в свою очередь, станут поводом для разнообразных версий эволюции режима - включая самые конспирологические.
Но на этом, собственно, все. Президент Путин, чей срок руководства страной уже является самым долгим со времен Иосифа Сталина, до последнего будет держать всех в неведении, вынуждая гадать, что именно он намерен предпринять и как далеко готов зайти, чтобы сохранить власть. А то, что он готов ради нее на многое, сомнению не подлежит.
Евгений Карасюк
.Подробнее читайте на vesti.lv ...
Источник: vesti.lv | Рейтинг новостей: 127 |