Белевичс: придется договариваться с обществом

Белевичс: придется договариваться с обществом
фото показано с : vesti.lv

2016-2-4 15:10

Реформа здравоохранения, о необходимости которой так много говорила экс–министр здоровья Ингрида Цирцене, может свершиться уже в следующем году. На латвийских налогоплательщиков собираются повесить дополнительные затраты — теперь на обязательное медицинское страхование.

Ибо бюджетных денег на всех болезных категорически не хватает.

Таким образом, работающее население будет платить дважды - в том числе и за тех, кто платить не может. Об этих и других актуальных проблемах нашей медицины «Вести Сегодня» беседовали на днях с Гунтисом Белевичсом в передаче «Действующие лица» на Латвийском радио 4.

О «булочной войне»

- Многие говорят о том, что новые правила КМ относительно питания в школьных столовых плохо разработаны и невнятно сформулированы, отсюда и конфликтная ситуация: недовольны пищевики, раздражен министр земледелия…

- Изменения в правила Кабинета министров были внесены полгода назад, то есть коммерсантам-производителям дали полгода, чтобы подготовиться. Теперь пора работать, и вдруг оказывается, что они не готовы. Люди хотят продолжать зарабатывать на здоровье наших детей. С точки зрения «что полезно для здоровья, а что вредно» правила разработаны внятно. Как известно, школьные обеды ученикам 1-4-х классов оплачивает государство - 1,42 евро. Начиная с 5-го класса и далее обеды оплачивают родители.

Но помимо этого столовые во многих школах, особенно городских, превращены в магазины и кафе, где стоят разные автоматы, которые выдают зачастую вредные для здоровья продукты. Когда мы ходили в школу, такого не было. До сих пор Министерство здоровья тоже разрабатывало список запрещенных в школах продуктов. Но те предприниматели, которые сейчас жалуются, всегда проявляли большую изобретательность и очень быстро меняли рецептуру и название своего продукта, обходя эти запреты.

Что нового с 1 января? Появился совершенно другой принцип работы школьных кафе и автоматов. Есть разрешенный список. И есть запрещенный список. Не разрешены газированные сладкие лимонады - ароматизированные и подкрашенные, а разрешены соки, любые овощи и фрукты, сухофрукты и баранки. Причем мы готовы идти по пути удлинения списка разрешенных продуктов. Правила согласованы с Министерством земледелия еще полгода назад, с Ассоциацией пищевиков, Союзом молочников, Продовольственно-ветеринарной службой!

На прошлой неделе мы с моей командой провели дополнительную встречу с министром земледелия и его командой и еще раз зафиксировали, что мы оба - за то, чтобы детей кормили здоровой пищей. Однако до конца года готовы идти на некоторые уступки предпринимателям.

- Чем провинились натуральные красители на основе свеклы и моркови?

- Натуральные никогда не были и не будут запрещены. Мы уперлись в искусственный ванилин. Пищевики хотят и дальше сыпать его в школьные блюда, ведь тогда ребенок съест все что угодно - у ванилина такое свойство.

- Понятно, что эта тема упирается в бюджет. Вы говорили, что не хватает 1,42 евро на полноценный обед в школьной столовой - и что должно быть 2 евро…

- Сейчас речь не о деньгах из бюджета здравоохранения. Средства на школьное питание выделяет Министерство образования. И сейчас это 1,42 евро. Конечно, 2 евро было бы лучше. Но намного важнее договориться о том, чтобы 70% отпущенной суммы (неважно, 1,42 это или 2 евро) шли на закупку продуктов. Потому жизнь дорожает - аренда, электричество, газ. Коммерсанту ведь надо еще свою прибыль туда заложить. И знаете, что происходит? Они уменьшают объем, отведенный на закупку продуктов, и в конце концов детям готовят обед из… даже произносить не хочется из чего.

О «доступности» медицины

- Очень много нареканий вызывает проблема записи на диагностические исследования и консультации. В каждом интервью вы повторяете свой тезис об улучшении доступности медицины, но на деле вектор как раз обратный. Люди не могут записаться на оплаченные государством места - на МРТ, УЗИ и так далее даже на середину года! И это при том, что денег в этом году выделено никак не меньше, а даже больше, чем в прошлом году.

- На эти же исследования можно записаться во многих учреждениях - и очередь намного короче. Причины возникновения очередей самые разные, но одна из них, естественно, деньги. Большинство больниц не записывают дальше чем на март, потому что пока еще не заключен договор с государством и они еще не увидели свою цифру - сколько им государство будет отводить денег.

Но есть у меня и хорошая новость. Государственные и муниципальные больницы получат денег не меньше, а, наоборот, на 1,5 млн больше, поэтому в больничном секторе станет чуть получше.

- Но правда такова, что сейчас на многие исследования запись закончилась уже даже на ноябрь… За это время больной может умереть!

- Если какая-то государственная или муниципальная больница закупила новое производственное оборудование, то сейчас они свою небольшую квоту разделяют на 12 частей. Госквота растаскивается в том числе и по частным клиникам, которые тоже оказывают эти услуги. Тем самым автоматически ухудшается ситуация в других больницах. Кроме того, очередь перенеслась с прошлого года на этот год. У нас же в прошлом году Восточная больница перебрала 5 миллионов евро. Это же никуда не девается.

Поэтому сейчас, когда у нас с декабря правительство по сути дела техническое, финансовые вопросы нельзя решить быстро. Уверен, что когда будет утверждено новое правительство, приоритет здоровью будет отдан не только на словах, но и на деле, и на медицину найдутся деньги.

- Президент Латвийской ассоциации семейных врачей Сармите Вейде заявила в одном из интервью, что в прошлом году доступность оплачиваемых государством медицинских услуг уменьшилась. Это касается исследований, консультаций специалистов, так как снижен объем обследований, на которые могут направлять пациентов семейные врачи.

- Речь идет о лабораторных исследованиях. Действительно, в этом году новый порядок. Лабораторные анализы квотируются, в том числе со стороны лабораторий тоже. Эти деньги будут разумно тратиться, но пациенты получат все необходимые анализы, и тут госпожа Вейде немного сгущает краски: уже первый месяц года показывает, что новые рекомендации по поводу направлений на анализы касаются дублированных параметров, когда оба показателя в исследовании указывают на одну и ту же проблему. Анализ на холестерин будет оплачиваться пациентам раз в году, но не детям, а людям начиная с 40 лет, так как это медленно меняющийся параметр. То же и с гормонами щитовидной железы: если первый анализ положительный, тогда стоит определять и остальные. Очень простые и щадящие рекомендации - но это огромные деньги! Задача в том, чтобы квот хватило на всех.

- У многих появляется ощущение, что больных людей намеренно не лечат и выталкивают в частный сектор…

- Это справедливое мнение. Впервые в этом году государство выделило на здравоохранение менее 3% от ВВП. Хотя в среднем по Европе как минимум вдвое больше. А остальные деньги люди вынимают из кармана - те, кто может. А у тех, кому негде их взять, самая плохая ситуация. Это бич нашей медицины. Поэтому мы должны менять систему. И нам предстоит большая реформа.

Нагрузка на работающих

- В чем ее суть?

- Можно назвать ее «новое финансирование здоровья» или «обязательное страхование здоровья». Нужны дополнительные деньги. Их можно взять от работающих и работодателей - чтобы медицинские услуги стали доступны всем. Вот это у нас главная задача, и такую модель мы должны разработать за этот год. Если сейчас у нас квоты с очередями, то мы должны разработать такую систему обязательного страхования здоровья, когда существенно больше денег привлекается в систему - и тогда услуги здравоохранения доступны всем.

- То есть на тех, кто что-то делает и что-то создает, нагрузка возрастет еще больше?

- Мы должны договориться с обществом. И общество должно быть согласно. Если общество не согласится, реформу вводить нельзя. О конкретных цифрах говорить пока рано, надо сначала разработать модель. Мы знаем, каково обязательное медицинское страхование в Германии: это 9%, из которых 4,5% платит работодатель и 4,5% - работающий. В Литве 6% платит работающий и 3% - работодатель.

- Есть большие сомнения в рачительности использования средств. Например, государство потратит 6 миллионов только на исследование системы здравоохранения Латвии и выработку плана реформ, которые заплатит экспертам со стороны, в том числе от Всемирного банка. Не лучше ли было потратить эти средства на ликвидацию очередей?

- Насколько мне известно как министру, исследование стоит 1,2 миллиона евро. Про шесть миллионов впервые слышу. Не мы здесь решаем. Для нашего министерства, например, выделяется 254 миллиона европейских средств, но по условиям использования этих денег мы должны заказать исследование Всемирному банку, который оценит нашу систему здравоохранения и посоветует, как тратить эти 254 млн. Таковы правила. (Министр, очевидно, не в курсе, что еще 4,8 млн из европейского социального фонда будет потрачено на разработку мастер-плана для латвийского здравоохранения, то есть на советы по реформе, - итого 6 млн евро. - Прим. авт. )

Куда уходят деньги?

- Дополнительные деньги надо брать не из кармана народа, а правильно распределять бюджетные средства. Например, известно ли, какая сумма входит в систему финансирования здравоохранения из объема платных медицинских услуг, которые покрывают сами пациенты? Ведь известно, что в том же кабинете на том же оборудовании у того же врача услуги многим жителям Латвии обходятся в 30-50, а то и под 100 евро…

- Могу сказать приблизительно. Если из нашего бюджета 500 млн евро тратится на лечение, ровно столько же изымается и из кармана нашего народа.

- То, что они изымаются, мы знаем. Куда они идут? Они входят в общую систему финансирования здравоохранения Латвии или нет?

- Даже в госбольницах существует амбулаторный сектор, и там есть платные услуги. Стоимость услуги определяется затратами на ее обеспечение.

- Возьмем, например, Восточную университетскую больницу или больницу Страдыня. Деньги за проведенные услуги поступают в казну конкретной больницы, и за счет них держатся на плаву наши «большие корабли».

- Значит, плата за услуги остается в распоряжении тех учреждений, где проводится лечение. И как они распределяются?

- Эти деньги действительно поступают в общий котел больницы и расходуются в том числе на зарплаты сотрудникам, на оплату коммунальных услуг - света, газа, тепла и так далее. Но доля платных услуг (мы сейчас как раз разделяем эти потоки) по сравнению с гособъемом - в тех же университетских больницах - небольшая.

- А зарплаты членов правления больниц тоже формируются из этих денег?

- Про зарплаты членов правления очень хороший вопрос. Если мы хотим вступить в клуб богатых стран, то для того, чтобы госсектору удалось удержать хороших руководителей, мы должны топ-менеджерам больших, капитальных медучреждений (Детская клиническая, больница Страдыня и Восточная больница) существенно увеличить зарплаты, чуть ли не удвоить. Но мы на это не идем. Во-первых, не согласны с этим, а во-вторых, нам не из чего платить.

- Значит, многотысячные зарплаты членам правления платит государство, то есть мы как налогоплательщики. И все же не совсем понятно, куда расходуются средства от платных услуг?

- Мы не должны думать, что если платит государство - значит, это ничего не стоит. Современные технологии ведь очень дорого стоят! И прекрасно, что есть такой канал помощи, как европейские деньги. Я недавно присутствовал на открытии самого современного и большого Центра оперативной хирургии Восточной больницы. Там оборудованы два супертехнологичных зала, где будет проводиться до 20 000 операций в год. Лишь бы было кому работать в этих залах. Моя задача как министра - получить деньги, чтобы увеличить зарплату медсестрам, врачам, которые там будут работать.

Нам удалось сделать и кое-что реальное. С подачи профсоюза сейм в конце года принял решение найти 10 миллионов евро на зарплаты медикам, работающим в публичном секторе, а не для семейных врачей и частников. Эти деньги распределены по больницам и поликлиникам - государственным и муниципальным. Например, Восточная больница получит 2 миллиона дополнительно. Только напрямую на зарплату! Зарплата медсестер увеличится на 35 евро (цена скромного обеда на одного человека в приличном ресторане в Риге для людей уровня Белевичса, в то время как депутаты и министры подняли себе зарплаты на 500-800 евро… - Прим. ред. ).

Министерство болезней

- В Латвии официально объявлена эпидемия гриппа, но в стране привиты от этого вируса менее 1% населения. В среднем по Европе - 40%. Почему так?

- И в прошлые годы у нас никогда не было больше 1%. В Эстонии та же картина. А в Англии и Нидерландах - до 80%. А мы вот такие, какие есть. Не хотим прививаться. Сейчас, правда, есть определенный ажиотаж по поводу вакцин. В Детской больнице можно записаться к педиатру и сделать прививку. Я сегодня спрашивал в аптечной сети Meness - там есть еще 70 упаковок (на 28 января. - Прим. авт. ). Проблема в том, что сейчас, когда люди созрели делать прививки, этих вакцин нет. И нет ни в Литве, ни в Эстонии, ни в другой европейской стране.

- Вы заботитесь о профилактике заболеваний, но более половины населения уже больны, в том числе молодежь…

- Действительно, я по сути руковожу не министерством здоровья, а министерством болезней. Мы все время только боремся с последствиями. Но впервые мы начинаем бороться и с причинами. Поэтому и эта «булочная война», и большие европейские деньги в течение семи лет призваны улучшать общественное здоровье, информированность людей. По условиям выделения европейских денег мы не можем потратить их на зарплату врачей и лечение, а только на профилактику и общественное здоровье - здоровое питание, развитие народного спорта, освобождение от зависимостей, а также ежегодные профилактические осмотры, оплаченные государством. Мы должны убедить каждого человека, что раз в году он должен обязательно показаться врачу.

Элина ЧУЯНОВА

.

Подробнее читайте на ...

деньги евро денег услуги hellip здоровья здравоохранения зарплаты