Чтобы помнили: «Неизвестная блокада: путь на острова»

Чтобы помнили: «Неизвестная блокада: путь на острова»
фото показано с : vesti.lv

2018-11-20 17:40

На VII Санкт-Петербургском международном культурном форуме состоялась презентация новой книги экс-рижанина Анатолия Аграфенина «Неизвестная блокада: путь на острова». Трамплин в Балтику Писатель и журналист Анатолий Аграфенин - постоянный автор нашей газеты.

В 1980-м начинал свой путь в журналистику в легендарной «Советской молодежи».

Новая книга посвящена совершенно неизвестным страницам Второй мировой и Великой Отечественной войны. В Финском заливе разбросаны десятки островов. Они настолько крошечные, что их даже не на каждой карте найдешь. В разное время они служили пристанищем для пиратов, контрабандистов, рыбаков. А во время войны стали ареной кровопролитных сражений с участием советской, германской и финской армий.

В итоге жестоких боев к началу 1942 года Советскому Союзу удалось сохранить за собой острова Лавенсаари (ныне Мощный), Пенисаари (ныне Малый) и Сескар. Эти три маленьких острова стали важными стратегическими плацдармами Ленинградского фронта.

Благодаря этим островам удалось прорвать морскую блокаду Ленинграда. Советские субмарины выходили в Балтику и громили немецкий флот. В 1942 году краснознаменные подлодки потопили более шестидесяти судов и кораблей противника. И в этих операциях огромная заслуга непокоренных островов в Финском заливе. Они стали военно-морскими базами, по меткому выражению командующего Балтийским флотом адмирала Владимира Трибуца - «трамплином в Балтику».

Все годы войны советские бойцы пытались отбить у врага новые и новые острова. Увы, десанты на Гогланд, Большой Тютерс, Соммерс не принесли успеха. Эти героические, но неудачные операции также отражены в книге. В наши дни десанты волонтеров ищут захоронения воинов, обустраивают могилы павших, вывозят для музеев раритетное оружие.

- В книге не ограничился рассказом о судьбе островов в Финском заливе, - говорит Анатолий. - Чтобы восстановить картину происходящего и чтобы читателю было легче понять логику военных действий, свое повествование начинаю с 22 июня 1941 года, последовательно выстраивая всю цепочку дальнейших событий. По сути, если использовать образ, вынесенный в название книги, то островом в море врагов можно назвать и блокированный Ленинград.

В российской историографии не принято подробно останавливаться на первых днях войны. Считается, что это период потерь, неудач и отступлений. Но Анатолий Аграфенин рассказывает в своей книге о героических защитниках Лиепаи, острова Сааремаа, полуострова Ханко. Именно они впоследствии пришли к стенам Ленинграда и включились в оборону города на Неве.

Легендарный бронепоезд

Сохранилась уникальная фотография: бронепоезд «За Родину!» у станции Лебяжье под Ленинградом. Он стал одной из легенд Великой Отечественной войны.

Те, кому удалось вырваться из пылающей Лиепаи, с тяжелыми боями отступали к Ленинграду. Большинство защитников балтийского города оказались на Ораниенбаумском плацдарме, который сражался все 872 дня блокады.

Судьба бронепоезда уникальна. И из серии «Нарочно не придумаешь». Бронепоезд сформировали в июне 1919 года в латвийском городе Крустпилс на базе брошенных вагонов-морозильников. Название он - «Истребитель коммунистов». 16 июня 1919 года в Латгалии он вступил в бой с бронепоездом Красной армии «Истребитель Буржуазии», который, получив повреждения, вынужден был отступить.

Этой победой латвийская армия очень гордилась, а 16 июня считался днем рождения национальных бронетанковых войск.

После вхождения Латвии в состав СССР бронепоезд получил новое наименование - № 7, и встал на защиту гарнизона и военно-морской базы Лиепаи.

После падения города с боями прорывался через фашистские заслоны. К стенам Ленинграда бронепоезд прибыл настолько покалеченным, что командование поначалу отказалось от его восстановления. Но экипаж поезда решил поставить его на рельсы.

Рабочие «Ижорского завода» нарезали бронелисты. Артиллеристы форта «Красная Горка» выделили старые орудия. В порту Ораниенбаума нашли цемент для усиления тонких двойных перегородок на бортах.

В сентябре 1941 года бронепоезд № 7 провел первый обстрел рвущихся к южному побережью Финского залива фашистов около Ленинграда.

23 сентября гитлеровцы захватили Петергоф. Они отрезали от Ленинграда и взяли в кольцо в районе Ораниенбаума большую группу советских войск. Немцы называли этот окруженный район «котлом». И думали, что скоро с ним расправятся. Бронепоезд № 7 держал оборону пятачка вместе с другим бронепоездом - № 8. Для того, чтобы обеспечить им маневр на небольшом - 65×25 км - участке земли, проложили 50 километров путей.

Бронепоезда оказались самыми эффективными артиллерийскими подразделениям в условиях осады. В отличие от береговых и других наземных батарей, местоположение которых за годы противостояния были хорошо известны противнику, бронепоезда были мобильны и практически неуловимы для врага. Они выбирали позицию, производили выстрелы и быстро уезжали в другое место. Снова вели обстрел и снова исчезали. По сути, они превратились в невидимки, засечь которые и попытаться уничтожить немцы не сумели за весь период войны. Но удары эти невидимки наносили смертельные.

В начале 1942 года Военный совет присвоил им имена - «За Родину!» и «Балтиец».

От книги к книге

Книга Аграфенина «Неизвестная блокада: путь на острова» стала продолжением книги «Неизвестная блокада: Малая дорога жизни», вышедшей в начале 2018 года. В основу первой книги легла история, сегодня почти забытая, о военной трассе через Финский залив, снабжавшей продовольствием, боеприпасами и медикаментами отрезанные от основных сил Ленинграда анклавы обороны - Кронштадт и Ораниенбаумский плацдарм и острова.

По примеру ладожской «Дороги жизни» трассу через залив назвали «Малой дорогой жизни».

- Для меня тему открыл замечательный человек основатель и президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков, - говорит Анатолий. - В поселке Лисий Нос, откуда начиналась «Малая дорога жизни» он установил памятник героической трассе. И это снова привлекло интерес к почти забытому целому пласту истории блокады.

Вместе с газетой «Комсомольская правда» и фондом «Созидающий мир» Аграфенин спустя три четверти века начал разыскивать тех людей и их потомков, кто был причастен к «Малой дороге жизни». Каждый месяц он публиковал свои отчеты в газете. После этого вышла книга, вызвавшая огромный интерес и выдержавшая уже несколько изданий. Собственно, а как могло быть иначе?

Если «Дорога жизни» спасла Ленинград от голода, благодаря ей на Большую землю было вывезено почти миллион мирных жителей, то «Малая дорога жизни» привела к победе.

Ленинград предпринял пять попыток разорвать блокадное кольцо. Лишь 18 января 1943 года удалось пробить оборону противника и образовать узкий сухопутный коридор на Большую землю. Но после прорыва блокады все попытки развить успех не дали результата. Тогда советское командование приняло решение нанести удар в том месте, откуда противник меньше всего этого ожидает. Так появилась идея наступления с Ораниенбаумского плацдарма - окруженной советской группировки в тылу фашистов. На этот плацдарм скрытно по льду Финского залива было переправлено более 60 000 солдат, огромное количество техники и артиллерии. В январе 1944 года мощным натиском удалось смять фашистскую оборону, и Ленинград соединился с Большой землей.

- Интерес к книге о «Малой дороге жизни» показал: останавливаться нельзя, - говорит Анатолий. - И мы за год подготовили вторую часть этой эпопеи - об островах. Так же ежемесячно «Комсомольская правда» печатала мои очерки, одновременно готовились главы будущей книги. На обложке стоит мое имя. На самом деле над изданием работало огромное количество специалистов и профессионалов. Огромную помощь мне оказывали редактор книги Наталия Берзина и ее команда, фонд «Созидающий мир» и «Комсомолка». Хочу поблагодарить за помощь и газету «СЕГОДНЯ», персонально Сергея Тыщенко и латвийских историков и любителей истории - Олега Пухляка, Юрия Мелконова и многих других.

* * *

Все знают о блокаде Ленинграда, а острова Лавенсаари, Пенисаари и Сескар оказались в двойном кольце осады. Они были оторваны от Большой земли и Ленинграда Финским заливом. До ближайшего из островов, Сескара, от города на Неве - более ста километров, до Лавенсаари - 125 километров. Зато в 40 километрах от островов на захваченном эстонском берегу располагались фашистские части. На севере - финны, союзники Германии. Но все попытки немцев и финнов выбить советских солдат с них не увенчались успехом.

Владимир КРУПСКИЙ.

.

Подробнее читайте на ...

острова ленинграда книги бронепоезд войны островов книге удалось