2017-12-10 12:00 |
Может ли Латвия считаться государством всеобщего равенства, — пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ НЕДЕЛЯ»В мире происходит бурный рост личного богатства, которое и без того уже достигло грандиозных размеров.
Во многих странах растет финансовое расслоение населения. Можно ли назвать Латвию справедливым государством? Таким, где достояние государства распределено между жителями равномерно?
Они все богаче
Глобальный объем личного богатства достиг 280 трлн. долларов США, увеличившись за 2016-2017 годы на 6,4% (самый быстрый рост с 2012 года).
За последние десять лет население Земли стало богаче на 27%. Более того, так как богатства росли быстрее численности населения, среднее богатство взрослого человека в мире достигло рекордной отметки 56,54 тыс. долларов.
Как пишет российская газета «Коммерсант», в настоящее время 1% обладателей состояний располагает 51,1% их совокупного объема (в 2000 году этот показатель был ниже - 45,5%).
Настоящие ли у нас миллионеры?
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что по-настоящему богатых людей в Латвии нет вообще. Скромные размеры страны, ее довольно слабая экономика не позволяют отдельным индивидуумам неумеренно обогащаться. А может, дело в том, что вся система не дает отдельным личностям наживаться на других?
Согласно единственному в Латвии списку самых богатых людей страны (его ежегодно составляют журналисты Лато Лапса, Кристине Бормане и интернет-издание pietiek. com), уже более десяти лет подряд самыми зажиточными гражданами страны являются совладельцы ABLV Bank Олег Филь и Эрнест Бернис. Состояние каждого из них за минувший год выросло на 5 миллионов евро и составляет 315 и 312 миллионов евро соответственно.
На третьем месте - еще один банкир, Леонид Эстеркин. Его состояние оценивается в 226 миллионов евро (уменьшилось за год на 24 миллиона евро).
Четвертое место в списке занимает совладелец IT-компании MikrotIkls Арнис Риекстиньш, его состояние оценивается в 162 миллиона евро, что на 12 миллионов больше, чем годом ранее.
Пятое место у совладельца Rietumu banka Аркадия Сухаренко, его состояние за год уменьшилось на 12 миллионов евро и составляет 116 миллионов.
В первую десятку вошли также Юст Николай Карлсонс, Валерий Малыгин, Янис Зузанс, Аргодс Лусиньш и Марцис Мартинсонс.
Общее состояние 100 богатейших людей Латвии год назад оценивалось в 2,83 миллиарда евро, а в этом году выросло до 2,91 миллиарда евро. Тенденция, однако!
Кому все, кому - ничего
И что же, все остальные жители Латвии могут считаться бедняками? По справедливости распределения национальных богатств страна находится в середнячках.
Возьмем, например, данные ООН. Организация подсчитала, во сколько доход самых богатых 10% населения больше дохода 10% самых бедных слоев населения страны. Для Латвии эта цифра составляет 11,6, что ставит страну на 57-е место в мире. Литва на 48-м месте (10,4), Эстония - на 51-м (10,8).
Из других стран бывшего СССР более справедливое общество сложилось также в Узбекистане (10,6 и 50-е место), Азербайджане (9,7, 45-е), Казахстане (8,5, 33-е), Молдове (8,2, 30-е), Таджикистане (7,8, 25-е), Беларуси (6,9, 15-е), Киргизии (6,4, 10-е) и Украине (5,9, 7-е).
В общем, добро пожаловать в дикий латвийский капитализм! С другой стороны, такого социализма, как в Украине или Киргизии, себе тоже не пожелаешь. Всеобщая бедность вряд ли может считаться хорошей основой для построения равноправного государства.
В лидерах же мировой справедливости Япония (4,5), Чехия (5,2), Босния и Герцеговина (5,4), Венгрия (5,5), Финляндия (5,6), Словения (5,9).
В самом низу списка - Гаити (71,7), Сьерра-Леоне (87,2), Лесото (105), Намибия (128,8) и Боливия (168,1).
Если взять соотношение доходов 20% богатейшего населения к 20% беднейшего, то латвийские толстосумы зажиточнее в 6,8 раз (54-е место в мире). Этот показатель лучше, чем в таких благополучных странах, как Австралия (7), Великобритания (7,2), Израиль (7,9), США (8,4).
Впрочем, как мы уже выяснили, всеобщая бедность вряд ли может служить образцом развития для нашей страны, жители которой (те, что постарше) не так давно занимались строительством государства всеобщей справедливости. Что из этого получилось, мы все прекрасно помним и вряд ли, будучи в твердом уме, еще раз попытаемся этот эксперимент повторить.
А что в вековом разрезе?
О том, что разрыв между богатыми и бедными растет, говорит и исследование ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), членом которой является и Латвия. По этим данным коэффициент Gini (замер неравенства доходов общества, где 0 - когда у всех одинаковый доход и 1 - когда весь доход принадлежит одному человеку) в середине 1980-х годов в странах ОЭСР составлял 0,29. А к середине 2000-х он вырос до 0,316.
Это все, впрочем, в разрезе десятилетий. Если брать гораздо больший отрезок времени, сравнить развитие ситуации за века, то подобный перекос был, конечно же, гораздо больше. Об этом, в частности, пишет американский миллионер и филантроп Эндрю Карнеги в своей книге «Империя бизнеса» (1907 год).
«Богатство распределяется между людьми все более равномерно. Вопрос распределения личного богатства решается, и решается в правильном направлении. Немногие богачи становятся беднее, и многие бедняки становятся богаче. Конечно, некоторые исключительные люди могут сколотить огромное состояние, но этот процесс сейчас не так распространен, как в прошлом», - рассказывает миллионер.
ЦИТАТА
«Добро пожаловать в дикий латвийский капитализм! С другой стороны, такого социализма, как в Украине или Киргизии, себе тоже не пожелаешь. Всеобщая бедность вряд ли может считаться хорошей основой для построения равноправного государства».
Григорий АНТОНОВ.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...