Кураж и нежность хулиганки: удачная премьера в Рижском русском театре

Кураж и нежность хулиганки: удачная премьера в Рижском русском театре
фото показано с : vesti.lv

2018-11-7 19:30

Новый спектакль Рижского русского театра им. М. Чехова «Исповедь хулиганки», сыгранный в Малом зале, - несомненно, большая удача и актрисы Татьяны Лукашенковой, и в целом театра. Новые грани С одной стороны, это моноспектакль, потому что на сцене - вернее, на том пространстве, где происходит действо, прямо рядом со зрителями первого ряда - одна актриса.

Но полноценными действующими лицами можно назвать и сопровождающих спектакль музыкантов-солистов - пианиста Владимира Тузова и контрабасиста Никиту Осипова, тоже актера театра, окончившего профессиональный московский вуз и принятого в этом году в труппу.

Собираясь на спектакль, думала, что это «не мой формат». И была счастлива, что мой скепсис был благополучно посрамлен.

Много лет знаю Татьяну как очень талантливую и многогранную, разностороннюю актрису - но здесь она открылась передо мной (думаю, и перед всеми зрителями, кто ее любит и ценит) с еще одной, неожиданной и яркой стороны.

Жанр спектакля - сложнейший: представьте, каково это больше часа читать наизусть стихи - и не просто читать, а играть их со всем пылом души и театрального таланта. Где-то петь, где-то читать слова речитативом под музыку, в микрофон.

Обнажённый женский нерв

Это поэзия очень успешной и известной блогерной поэтессы Солы Моновой (Юлии Валерьевны Соломоновой), чьи строки в интернете собрали миллион подписчиков. Она не только поэтесса, но и кинорежиссер, театральный режиссер, по количеству подписчиков считается одной из самых читаемых поэтесс Рунетa.

Режиссер нескольких кинофильмов, в том числе картин «Зубы на полку», «Поэма о кораблях», «Остановка» и других, призер ряда международных фестивалей, победитель нескольких российских поэтических конкурсов.

Это обнаженный женский нерв, очень, очень откровенная поэзия - однако не переходящая граней приличия и нравственных рамок. И это вдвойне заслуживает уважения - все сказать и в то же время сохранить достоинство, не скатиться в пошлость и вульгарность.

. . . На сценическом пространстве - несколько длинных, на колесиках, «театральных» вешалок, увешанных самыми разнообразными костюмами - от камзола XVIII века до дискотечных, в перьях, легкомысленных нарядов девочки-бабочки.

И каждый из них Татьяна обыгрывает. С удивительным вкусом она носит и передник «женщины на кухне», обсуждающей по телефону с подругой стиль и образ поведения с мужем, высказывая очень мудрые и зрелые, с привкусом горького опыта мысли (это ее, Солы Моновой, мысли!), и наряд светской дамы, и стильный, мужского покроя костюм женщины-вамп, и шубку богатенькой содержанки - в обличительном стихотворении «Соболя, соболя, соболя. . . ». Оно не то чтобы обличительное, но откровенное, бьющее наотмашь, протестующее против превращения женщины, личности в куклу, которую наряжают нувориши для собственного удовольствия и тщеславия.

Театр поэзии

Слова в этих строках вроде и простые - ан нет! Они так подобраны, вытащены на свет божий, выстроены в тексте так, что просто диву даешься. Вроде работаешь всю жизнь со словом, но слушаешь эту поэзию и думаешь - как все просто и глубоко одновременно. Немного где-то напоминает салонную поэзию, городской фольклор, даже частушку - но как талантливо, ни убавить ни прибавить, с потрясающим вкусом, восхитительно нанизаны слова на четкую линию содержания и идеи! Талант, что и говорить.

Так что здесь не знаешь, то ли стихи Юлии Соломоновой разбирать, любоваться ими, пробовать на язык, наслаждаясь вкусом, то ли об игре актрисы Лукашенковой, изумительно, в такой необычной форме донесшей до нас все эту красоту, рассуждать.

Думаешь о том, что такое громадное количество сложного, порой парадоксального соломоновского текста - не Пушкин, чай! - без ошибок, не сбившись, донести до зрителя - уже само по себе большое искусство. А вложить весь пыл души, сыграть ТАК, чтобы мороз по коже, чтобы сочувствие волной затопляло душу, понимание и проникновение огорошивало, - еще сложнее. А мгновенную смену иронии и печали!

И костюмы менять, надевая на ходу и по ходу их, порой несколько сразу, порой по одному рукаву нескольких жакетов, камзолов, платьев - и чтобы это настолько ТОЧНО отражало содержание и обостряло восприятие. . . А петь, говорить речитативом! Большой талант для всего этого нужен, колоссальная выдержка, много актерского труда и огромное желание показать НАСТОЯЩЕЕ.

Душа-боец

Ведь поэтесса, а вслед за ней и актриса вскрывают потаенные пружины мелких людских страстишек, коварства и злодейских поползновений. Оставляя в неприкосновенности чистую душу, чуть подрастерявшуюся от обилия пошлости и безумия нынешней жизни и вызывающую их на бой, хотя не старается выглядеть бойцом. Просто противостоит им всеми внутренними силами.

Порой о поэзии Солы Моновой пишут, что это «стихи о любви в эпоху потребления». Позволю себе не согласиться, потому что эта оценка сужает их глубокий смысл. Они повествуют о сложной личности со всеми своими движениями, порывами, чувствами, рефлексиями, самокопанием и творческим началом.

Не последнюю роль в успехе постановки сыграла и талантливая режиссура Юрия Дьяконова, и художественное оформление, сценическое решение Памелы Бутане.

И точно и тонко исполнившие свои роли музыканты Никита и Владимир. А это ведь была не просто музыка, а еще одно действующее лицо, сотворяющее говорящие образы.

«Долго носила в себе. . . »

Но все же Татьяна здесь играет первую скрипку.

- Со стихами Солы Моновой познакомилась лет пять назад, - делится актриса. - Книгу «Исповедь хулиганки» подарила дочка. Прочла - и говорила всем близким: смотрите, какая необыкновенная поэзия! Однажды начав, уже не могла остановиться и прочла все, что у поэтессы нашла, до конца. Они запали в душу и совершенно попали в меня - и решила я сделать программу на ее стихи. Она меня зацепила глубоко - кажется, мы с ней чем-то похожи, каким-то хулиганским куражом, задором, что ли.

Это спектакль о нас, обо мне, о всех тех, кто будет его смотреть, о том, чем мы живем и чем дышим. И далеко не только об отношениях с мужчинами - но и об этом тоже. И для того, чтобы мы, наверное, посмотрели на некоторые вещи в себе и других и подумали: «А может быть, как-то по-другому надо. . . »

Очень долго носила это все в себе, и мне захотелось это выплеснуть, чтобы люди, которые будут смотреть и слушать, переживали те же эмоции, что и я, читая эти стихи, и вместе со мной.

Здесь редкое совпадение восприятия автора и исполнителя - но это не пьеса, это стихи. Мы приоткрываем «шкаф» некой дамы, куда заходит зритель, и начинается узнавание образа жизни и устоев.

- Эта поэзия замешана на ироничных основах, но находится явно в конфликте с миром московской жизни, - говорит главный режиссер театра москвич Сергей Голомазов. - В них много такого прекрасного феминизма. . . Ирония порой зла, но юмор автора прекрасен. . .

Сначала Татьяна попробовала почитать стихи Солы Моновой на актерском капустнике, а уже потом вместе с Юрием и Памелой сделала этот спектакль. То, что сидело, ныло и болело в ней, выплеснулось на суд неравнодушного зрителя.

Справка

Юлия Соломонова (Сола Монова) выпустила уже несколько поэтических сборников - «Девушки, с которыми вы спите», «Любоff зла», «Левая книга», «Правая книга», «Розовая книга», «У одуванчика белая кровь», «Жалобная книга».

Наталья ЛЕБЕДЕВА.

.

Подробнее читайте на ...

стихи солы моновой порой спектакль поэзия театра книга