«Медленно минуты уплывают вдаль...»: как прощались с Эдуардом Успенским

2018-8-29 20:30

Последний раз был у Эдуарда Николаевича Успенского в деревне Пучково под Троицком в конце февраля 2018 года и собирался поехать туда снова после 2 сентября, когда пройдет премьера спектакля «Белоснежка и семь гномов» в Латвийском кукольном театре, - я в нем переводил с латышского на русский тексты песен.

Но судьба распорядилась иначе. . .

14 августа Эдуард Николаевич скончался. Надо ехать! Нужна виза. Помогли родная газета «СЕГОДНЯ» и Российское Посольство. По просьбе газеты и благодаря распоряжению чрезвычайного и полномочного посла Российской Федерации в Латвийской Республике Евгения Владимировича Лукьянова получил срочную визу и успел проститься с великим человеком, с которым дружил более четверти века. Низкий поклон всем, кто помог мне в этом.

. . . Во время той февральской поездки Эдуард Николаевич, как обычно бывало, попросил меня нажарить блинов. Делать это умею и люблю. Такие тонкие и вкусные блины жарят в деревнях Псковской области, откуда родом моя мама.

Тогда писатель только приехал из Германии после очередной химиотерапии, которая давалась ему очень нелегко. Но дома Эдуарду Николаевичу с каждым днем становилось лучше. Мы сидели и беседовали у камина, он слушал мои морские и береговые истории, а сам вспоминал о собаках, которых в его жизни было много. Сейчас в Пучково в доме Успенских живут четыре собаки: ризеншнауцер Арсела, миттельшнауцер Айса, цвергшнауцер Крыся и ягдтерьер Кусайка.

После недавней поездки в Германию Эдуарду Николаевичу становилось все тяжелее переносить болезнь. Как рассказала его супруга Елена, за восемь дней до кончины Эдуарда Николаевича соборовал священник, отец Леонид, настоятель местной церкви Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. 14 августа Эдуард Николаевич причастился и через два часа после этого покинул мир земной.

До последней минуты жизни с ним рядом были супруга Елена и дочки Ирина и Светлана.

В Библии, хранящейся у Успенских появится еще одна скорбная запись. Под твердой обложкой, перед началом великой книги вклеены листки бумаги, на которых фиксировалось рождение детей рода Успенских, а после окончания Библии, перед последней обложкой - листки с датами ухода родственников из жизни. Первая запись в первой части сделана в 1857 году, а предпоследняя и последняя - в той же части, - написанные рукой Эдуарда Успенского, гласят: «В 1991 году родились у нас дочери-близняшки Светлана и Ирина. Дата рождения 25 ноября », «29 мая 1999 г. у моей дочки Татьяны Успенской родился мальчик Эдуард. Его папа - Сю Фан, он китайский бизнесмен ».

18 августа с Эдуардом Николаевичем Успенским прощались в Центральном доме литераторов, ведущим траурной церемонии был друг писателя, активный участник передачи «В нашу гавань заходили корабли» Борис Львович. После прощания в ЦДЛ прошло отпевание в московском храме Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни. Похороны состоялись на Троекуровском кладбище.

Из бодреньких «друзей-приятелей», заполнивших телеэфир уже 15 августа, почти никого на кладбище не было. . .

Ох, как многим не нравился боевой характер Успенского! А ведь почти всегда писатель вступал в бой за справедливость. И побеждал. К примеру, нашумевшие споры с «Союзмультфильмом» завершились подписанием договора после внесения киностудией в его текст весьма существенных изменений.

На прощании многие вспоминали добром ушедшего гения. Участник «Нашей гавани. . . » доцент Семен Левин прочитал слова одной из прозвучавших в передаче песен:

«Покидают нас вожди и обыватели,

Унося с собой все хлопоты пустые.

Остаются только детские писатели,

Даже после жизни молодые.

Вы не бойтесь, зайчики в трамвайчике,

Таракан вас никогда не одолеет.

Справедливость держится на мальчиках,

Тех, что никогда не постареют.

Этот мир, где всё у нас налажено,

Все разумно так и неизменно,

Если поезд, значит - в Простоквашино,

Если крокодил - то значит Гена.

Вы не бойтесь, зайчики в трамвайчике,

Таракан вас никогда не задалеет.

Справедливость держится на мальчиках,

Тех, что никогда не постареют.

Не стареют солнечные мальчики,

Даже если головы белеют.

Их уносят зайчики в трамвайчике

В мир, где мамы снова пожалеют».

Давний друг Эдуарда Успенского, герой его рассказа «Охота на пушного зверя» Николай Александров, рассказал газете «СЕГОДНЯ»:

- Познакомились мы с Эдуардом Николаевичем летом 1969 года и дружили до последних его дней. Меня писатель называл КалЯ-малЯ - по прозвищу героя старинной русской потешки. Тогда я работал пионервожатым в Международном пионерском лагере «Дружба» СЭВ. В нем отдыхали девчонки и мальчишки из соцлагеря. Эдик был в лагере библиотекарем. Туда он приехал ради дочки Танечки. Чтобы она отдохнула на природе. На то, чтобы организовать другой летний отдых, у Успенских не хватало средств. Библиотека работала каждый вечер с 17. 00 до 19. 00. Библиотекарь был неутомимым весь день. Выдав в назначенное время литературу, остальное время он занимался не менее интересными делами. Например, по сказке Андерсена написал на современный лад пьесу «Принцесса на горошине» и с пионерской ребятней поставил ее на сцене. А в совершенно свободное время ходил библиотекарь на рыбалку.

Конечно, многие задавали вопрос: что же теперь будет с передачей «В нашу гавань заходили корабли»? Вот что сказал по этому поводу Александр Перевозчиков, многолетний ее участник:

- Возрождение передачи возможно, но, без сомнения, у «Гавани» будет другая форма. Второго такого ведущего, как Эдуард Николаевич, быть не может. Никто не придумает то, что придумывал Успенский, как невозможно придумать новое Простоквашино. Он свободно шутил, был смелым, неожиданно поворачивал наши «корабли» на новый курс. Импровизировал И был доброжелательным ко всем участникам. А как Успенский прослушивал новых желающих спеть в передаче! Порой слушания проходили несколько часов подряд. И к каждому кандидату Эдуард Николаевич относился очень внимательно. С его благословления мы создали квартет «Гавань+», который выступал в разных городах. Нынешней осенью мы планируем выступить в Анапе с концертом, посвященным памяти Эдуарда Николаевича.

В издательстве АСТ книги Эдуарда Успенского редактирует Светлана Младова. Она рассказала «СЕГОДНЯ»:


- С Эдуардом Николаевичем мы начали работать пятнадцать лет назад и сначала его очень боялась. Успенский - классик великий. Оказалось, что человек он не «звездный» и очень простой в общении. Через какое-то время научилась с ним работать - не то чтобы его сильно редактировала, но что-то интересное мне приходило в голову, подсказывала. К примеру, как сюжет повернуть, какие-то выражения заменить. В общем, он давал в себя вмешиваться, и нельзя сказать, что всегда настаивал на том, чтобы было так и больше никак.

Правда, поначалу одной из первых работ был пересказ Успенским истории Астрид Линдгрен о Карлсоне. Приехала к нему, тщательно поработав над текстом, а Успенский, как увидел этот лист, разрисованный моим карандашом, говорит: «Ну-у-у, Светик, ты что, с ума сошла - меня так править? У меня на листе могут быть две правки, ну от силы три. А ты что здесь натворила?»

Постепенно он стал доверять мне больше. С Эдуардом Успенским было работать очень хорошо в том плане, что он звонил каждый день, иногда по нескольку раз, всегда интересовался процессом издания книги, никогда не был равнодушным. Наше издательство работает с Эдуардом Николаевичем почти 20 лет. В прошлом году был заключен очередной эксклюзивный договор на 10 лет. У нас сейчас идут две его серии. Одна цветная, большого формата, называется «Мой Э. Успенский», а вторая - «Успенский - детям», она черно-белая. В этой черно-белой по идее должно быть все, написанное Эдуардом Николаевичем для детей.

Вспоминая Успенского, скажу: это человек-мотор. У него всегда было хорошее, приподнятое настроение. Когда он прибегал в редакцию, сразу всех обнимал, выкладывал гостинца, порой это была селедка с черным хлебом, и восклицал: «Девчонки, расскажите что-нибудь!» Ему очень нравилось выслушать каждого. И сам он любил принимать гостей, умел дружить. Хотя были люди, с которыми он рвал отношения навсегда.

Этой зимой мы приезжали к Успенскому с девочками из пиар-отдела. И в интервью его спросили: «О чем вы жалеете, Эдуард Николаевич?» Успенский ответил: «В том числе жалею и о том, что рвал с людьми, хотя мог бы этого не делать, думаю, что на самом деле в человеческих отношениях такая принципиальность не нужна».


На девятый день после ухода Эдуарда Успенского у могилы собрались родные, близкие, друзья писателя. Их ожидал небольшой сюрприз: кто-то неведомый поставил среди цветов кукол - крокодила Гену и Чебурашку. Было ветрено и прохладно. Пришедшие привели в порядок растрепанные ветром цветы, поправили разлетевшиеся в разные стороны ленты на венках от президента России, от президентской администрации, премьер-министра, родной школы писателя № 56, издательств АСТ и «Самовар», других учреждений, организаций, а также от родных и друзей.

Абсолютно случайно Эдуард Николаевич и на Троекуровском кладбище оказался среди своих друзей: совсем рядом с ним нашли вечное упокоение Владимир Войнович и Владимир Шаинский.

Те, кто был не за рулем, по-русски помянули ушедшего Великого Мастера. Солнце вышло из-за туч. В недолгой тишине, возможно из-за внезапного порыва ветра, зазвучала знакомая всем песня. Из поющей игрушки Крокодила Гены доносилось:

«Медленно минуты уплывают вдаль,

Встречи с ними ты уже не жди.

И хотя нам прошлого немного жаль,

Лучшее, конечно, впереди. . . »

Владимир НОВИКОВ,

детский писатель,

прототип упитанного мальчика Вовы Новикова

из повести-сказки Э. Н. Успенского «Жаб Жабыч Сковородкин».

Фото автора.

.

Подробнее читайте на ...

успенского эдуард успенский эдуардом эдуарда николаевич время николаевичем