2017-9-22 14:17 |
Елгавский дворец должен стать музеем мирового значения. Предложение создать в Елгавском дворце музей мирового значения высказывалось уже неоднократно. Но как в Рундальском дворце-музее находилось когда-то учебное заведение, так и в Елгавском дворце сегодня продолжает находиться Латвийский сельскохозяйственный университет (ЛСУ).
И, на мой взгляд, это неправильно…
Академия вместо тюрьмы
Первая задача, которую необходимо решить, прежде чем выводить ЛСУ из Елгавского дворца, - это построить для факультетов ЛСУ, находящихся в здании дворца, новый академгородок. При условии получения европейского финансирования такой академгородок в течение ближайших 5-7 лет предположительно мог бы быть построен по улице Палидзибас на территории Елгавской тюрьмы, которую планируется закрыть после строительства новой тюрьмы в Лиепае. Одновременно при поддержке европейского финансирования и местных меценатов нужно начинать готовить проектное задание для научной реставрации внутренних помещений дворца. По опыту Рундальского дворца-музея, возрождение которого проводилось с 1968 по 2016 год, на восстановление интерьеров Елгавского дворца и строительство к северу от дворца нового парка могли бы уйти те же 40-50 лет.
Что препятствует сегодня решению этой задачи? Главное - Елгавское самоуправление сегодня даже не обсуждает задачу строительства академгородка для ЛСУ и создание в здании дворца музея.
Второе препятствие - заложенный в принятые в первые послевоенные годы и перекочевавший затем в действующий ныне генплан развития и застройки города принципиальный отказ от восстановления в исторической части Елгавы памятников архитектуры довоенного города. Эту установку необходимо менять! Понятно ведь, что невозможно создать в Елгавском дворце музей мирового уровня, когда рядом соседствует абсолютно неинтересный и безликий с архитектурной точки зрения город.
Третье препятствие - уже допущенные многочисленные грубые ошибки при застройке исторического центра Елгавы.
Тщательнее надо!
Вот лишь несколько примеров таких ошибок.
Строительство в 1950-е годы здания кинотеатра Zemgale на Почтовой улице как отдельно стоящего объекта, рядом с которым что-то еще построить уже практически невозможно. Такое впечатление, что это здание просто воткнули в город без всякой привязки к местности. Строительство этого объекта создало серьезные проблемы для дальнейшей застройки близлежащей территории. Вместе со строительством позднее жилого дома на улице Судрабу Эджус, прямо поперек улицы Католической, это именно то, что позволило архитекторам еще в 1970-е годы говорить о формировании в этой части города архитектурно-пространственного беспорядка.
Строительство в начале 2000-х гг. рядом с кинотеатром Zemgale магазина VIVO centrs. Строительство и этого объекта также создало проблемы для застройки близлежащей территории (речь идет о нынешней площади для парковки автомобилей). Не говоря уже о том, что само это здание крайне непривлекательно выглядит со стороны улиц Судрабу Эджус и Католической - это просто голые стены на высоту двухэтажного дома.
Далее. Строительство трех двенадцатиэтажек на все той же Почтовой улице. Из-за грубой ошибки средний дом развернут в сторону улицы не «лицом», а «задом». В результате жители этого дома вынуждены парковать свои машины прямо на тротуаре, по которому все время ходят люди. Здесь же находится и общий мусорник, к которому каждое утро с огромным трудом подъезжает мусороуборочная машина.
Строительство Hesburger-ной прямо напротив католической церкви, в двух шагах от VIVO centrs. Это здание совершенно не вписывается в окружающую среду и не украшает эту часть улицы Католической.
Строительство в 1950-е годы на бульваре Яниса Чаксте здания общежития № 2 Латвийского сельскохозяйственного университета. Это «чудо архитектуры» перегородило улицу Дриксас, закрыв выезд с нее на набережную Дриксы. Зачем понадобилось перегораживать эту улицу? Непонятно!
Строительство послевоенных жилых домов на восточной стороне бывшей площади герцога Якоба, которые опять же закрыли ранее существовавший проход с площади к набережной реки Дриксы.
Верните архитектора!
Всех этих ошибок в застройке исторической части города можно было избежать, если бы в Елгаве был АРХИТЕКТОР, который знает и уважает традиции формирования архитектурного облика довоенной Елгавы. Но его как не было в 1944-1980-е годы, так нет и сегодня. Единственное, пожалуй, исключение - Каспарс Риекстиньш, который в 90-е пытался хоть как-то выправить общую ситуацию. Но уже с начала нулевых должности главного архитектора города в Елгаве нет вообще. Почему? Наверное, по той причине, что так руководству города удобнее вести сегодня в городе новое строительство. Это прямо касается и скандальной ситуации со строительством магазина-склада Depo на улице Цукура.
Таким образом, даже приближение к задаче создания в Елгавском дворце музея требует на те же 40-50 лет радикальных изменений в застройке исторической части Елгавы. Начинать эту работу нужно с глубокого и профессионального осмысления архитектурного облика довоенной Елгавы и послевоенной застройки исторического центра города с обязательным привлечением не только местных, но и зарубежных экспертов в области архитектуры.
Итогом должна стать разработка предложений по коррекции ныне действующего генерального плана развития и застройки Елгавы - той его части, которая касается перспектив развития исторического центра города. Обязательно должна быть восстановлена должность главного архитектора Елгавы. Должен быть принят в новой редакции городской закон о правилах строительства в центре Елгавы, который, с одной стороны, должен расширить границы исторического центра города до улицы Цукура, а с другой - установить более строгие требования к качеству архитектурных проектов в исторической части Елгавы. Наконец, все эти проекты в обязательном порядке должны предварительно выноситься на общественное обсуждение.
Виктор ГУЩИН,
историк, елгавчанин.
.
Подробнее читайте на vesti.lv ...