Профессор рассказал, почему погибла латвийская промышленность

2018-10-31 18:30

«В Польше реформы в экономике проводили экономисты, а у нас - физики. И вот теперь вы можете сравнить, чего достигли поляки, и чего - мы», - говорит ассоциированный профессор университета им. П.

Страдыня, доктор экономики Дайнис Зелменис.

Обвал без войны, эпидемий и ЧП

«Невероятно, но факт: после восстановления независимости исполнительную власть в стране получили люди, которые мало что смыслили в экономике и не имели ни малейшего представления об опыте реформ в других развивающихся странах. Отсюда и результат - потеря всех флагманов латвийской промышленности, провальная приватизация, прозванная в народе „прихватизацией“, и, как следствие, обнищание населения и чудовищное социальное неравенство», - ставит диагноз профессор Зелменис.

Известный экономист и преподаватель Дайнис Зелменис провел детальный анализ экономического развития Латвии за все 27 лет независимости. При этом он сравнил те реформы, которые проводились у нас, с куда более успешными реформами в таких странах, как Южная Корея, Япония, Китай, Ирландия. Вот в этих странах действительно имела место история успеха. У нас же «история успеха» в реальности является «историей неудач». Все собранные факты профессор Зелменис изложил в своей монографии, которая буквально на днях вышла в свет в издательстве университета им. Страдыня. «Роль государства в рыночной экономике», - так называется монография и в этом названии раскрыта вся суть. Ведь, как убежден господин Зелменис, даже в условиях рыночной экономики государство играет ключевую роль. Увы, в Латвии правящие политики считали, что «рынок сам все отрегулирует». И в итоге рынок «отрегулировал» все так, что мы потеряли 50 процентов своего валового продукта. «А если быть точным - 51% ВВП. Такой грандиозный обвал случился без войн, эпидемий и стихийных бедствий», - замечает автор монографии и делает логичный вывод: значит, неправильно хозяйствовали.

Д. Зелменис в своей книге напоминает, что стартовые позиции - в конце 80-х и начале 90-х, - у Латвии были прекрасные. Республика по своему промышленному потенциалу занимала третье место в СССР - сразу после Москвы и Ленинграда. У Латвии после восстановления независимости было все необходимое для развития: промышленный потенциал, грамотный инженерно-технический персонал, высокий уровень подготовки рабочего класса, научная база. . . Оставалось только правильно провести переход от социалистической экономики к рыночной и не забывать в процессе трансформации о государственных (национальных) интересах. Что же пошло не так? Профессор Зелменис в процессе тщательного анализа и опираясь на свой жизненный опыт и небольшой опыт работы в исполнительной власти (в начале-середине 90-х), установил основные ошибки реформаторов тех лет. Кстати, эти ошибки до сих пор не исправлены, более того - и нынешние власть имущие их не осознали.

Неработа над ошибками

Ошибка первая - экономическая безграмотность политиков-реформаторов времен постатмоды. Ошибка вторая - нежелание изучать опыт реформ, которые проводили развивающие страны. В частности, та же Южная Корея, которая благодаря очень продуманным реформам совершила гигантский экономический рывок.

Профессор Зелменис в своей монографии обращает внимание на то, что Южная Корея свою трансформацию проводила в соответствии - внимание! - с государственными планами. Оказывается, государственное планирование, определение приоритетов в рыночной экономике не менее важно, чем в социалистической экономике. Так, например, в 60-е годы Южная Корея своими приоритетами объявила производство электроэнергии, искуственных удобрений и переработку нефти, а также производство синтетических волокон. В последующие годы план развития предусматривал создание машиностроительного производства, химикалий, поддержка судостроя, модернизацию промышленности, уже в 90-е годы Южная Корея своим главным приоритетом выбрала инновации, развитие науки и повышение квалификации рабочей силы. . . Все это позволило Южной Корее войти в число передовых экономик мира.

А что же Латвия? У нас было свое ноу-хау, правда, не в сфере промышленности, а в сфере изъятия денег из кармана жителей. «Да, я имею в виду печально известный КОЗ - коэффициент обязательной закупки. Политики конца 90-х и начала 2000-х придумали способ, как заставить каждого латвийца субсидировать частный бизнес зеленой энергии. Эта система не только ограбила народ, но еще и сделала латвийскую продукцию неконкурентоспособной», - отмечает автор книги. Лишь в этом году, когда петля КОЗ уже почти придушила латвийскую экономику, политическая элита проснулась и начала хотя бы искать варианты, как эту убийственную систему субсидирования прекратить или ограничить. «Но более двух миллиардов евро уже мы все за это безумие заплатили», - напоминает Д. Зелменис.

Анатомия заблуждений

«К сожалению, моя страна пошла по пути выполнения рекомендаций Бжезинского - мы сами отказались от своей промышленности, дабы не конкурировать с Западом. Мы крайне неудачно провели приватизацию, которая окончательно добила остатки производства. Государство полностью устранилось от регулирования экономических процессов. Правящая элита взяла на вооружение политику неолиберализма, когда государство все отдает в частные руки, включая стратегические предприятия.

И что в итоге мы получили? Сперва безработицу, потом низкую производительность труда и как следствие - низкие зарплаты. Мы стали кузницей рабочей силы и интеллектуального потенциала для богатых западных стран. Это не то, о чем мы все мечтали во времена Атмоды. И уж точно в самом страшном сне мы не могли представить, что Латвия окажется на грани демографической катастрофы!» - говорит в интервью «Сегодня» профессор Зелменис.

Его монографию вполне можно считать свого рода учебным пособием по новейшей истории Латвии. Конечно, каждая страна хочет, чтобы ее прошлое было как можно более приятным. Профессор Зелменис тоже бы не отказался от более позитивного сценария. Но история, как известно, не имеет сослагательного наклонения, мы ее не можем изменить. Поэтому книга профессора Зелмениса скорее вызовет грустные эмоции. «Уж простите за банальность, но чтобы не повторять ошибок, нужно их проанализировать. В этом и состоит главная цель моей монографии: показать, в чем мы ошибались и что нужно сделать, чтобы дальше Латвия развивалась по-другому», - продолжает профессор Зелменис.

И действительно, так что же нужно поменять в нашей экономической политике? «Прежде всего повысить роль государства в рыночной экономике. Государство вполне может выполнять роль регулятора. Это делали все ныне успешные развивающиеся страны. Также пора уже понять, что без четкого плана развития экономики невозможно ничего путного создать. И, конечно, новому поколению политиков следует осознать национальные интересы Латвии. В чем они заключаются? В поддержке реального сектора экономики, в исправлении демографической ситуации, в поддержке традиционных сфер народного хозяйства и в защите своей банковской системы», - заключает Д. Зелменис.

Абик ЭЛКИН.

«Зачастую приходится слышать в оправдание такой довод: мол, промышленность Латвии в основном была ориентирована на советский военно-промышленный комплекс. И посему не надо жалеть, что эти производства развалились. Да, конечно, были в Латвии и такие заводы. Но все-таки большая часть заводов производила обычные бытовые товары. Где теперь даугавпилсский завод синтетического волокна? Это было огромное предприятие, чей близнец до сих пор успешно работает в Витебске (Белоруссия). Где „Ригас аудумс“? Где „Юглас мануфактура“, „Засулаука мануфактура“? Где текстильные предприятия с историей, которая насчитывает ни одно столетие? Где ВЭФ, успешно работавший еще во времена Первой республики? Где Ливанский стекольный завод, Рижский фарфорово-фаянсовый и многие многие другие знаменитые предприятия латвийской легкой промышленности?»

Из монографии Дайниса Зелмениса.

.

Подробнее читайте на ...

зелменис профессор латвии экономике экономики монографии промышленности южная