
2017-3-20 11:20 |
Кривая ухмылка рижского центра НАТО«Юмор - это цивилизованная форма агрессии», - значится в исследовании, подготовленном Stratcom - центром стратегической коммуникации НАТО в Риге. Наступает на нас, понятно, не Бразилия.
Ваня Ургант в качестве иллюстрации
На более чем 150 страницах, сопровождаемых цветными фото Максима Галкина, Ивана Урганта и КВН, авторский коллектив изучал подробности борьбы за умы и сердца публики на глобальной арене. Заказчиком выступило минобороны ЛР, руководителем проекта выступил майор Томас Балкус.
Аудитория Латвийского университета была заполнена под завязку - не хуже, чем на выступлении какой-нибудь звезды stand up comedy. Впрочем, слушатели в основном были люди академического и чиновного вида, при костюмах и галстуках.
Открывая мероприятие, директор Stratcom Янис Сартс сказал, что «исследование было очень серьезным», ибо «юмор обезоруживает», «это последнее средство психологической обороны». Сегодняшнюю ситуацию в этой области г-н Сартс сравнил с анекдотом времен холодной войны: где больше свободы слова - в США или СССР? Ответ: одинаково, ибо и там, и там можно стоять перед Белым домом и Кремлем и ругать американского президента.
Профессор Жанета Озолиня презентовала теоретическую главу: что такое юмор в контексте коммуникации, особенно той, что «поддерживает политику и действия Кремля в отношении Запада». Хотя и Запад дает в последнее время немало примеров громких скандалов и даже трагедий вокруг юмора: достаточно вспомнить карикатуры на пророка Мухаммеда в датской Jyllands-Posten (некоторые, кстати, были исполнены латышским художником), расстрел редакции сатирического журнала Charlie Hebdo из-за той же тематики, германо-турецкий кризис из-за комических скетчей Яна Бемерманна об Эрдогане.
То же самое с шутками по поводу событий за океаном.
- Русские юмористические шоу поддерживали Трампа, в то время как американские, в особенности Алек Болдуин, действовали совсем иначе, - отметила Ж. Озолиня.
И сама призналась, что латыши любят посмеиваться над эстонцами, но в целом весьма серьезны. Может быть, пришло время посмеяться?
Сверхмощное оружие Кремля
Ключевой разработкой Stratcom стало изучение юмора на Первом канале, чья телевизионная аудитория насчитывает 250 миллионов по всему миру. Основными методами Первого, по мнению экспертов НАТО, являются консервация советской ментальности путем отрицания частной собственности, индивидуальности вообще, а также унижения сексуальных меньшинств. «Старые песни о главном» помогают в утверждении доктрины «кто не с нами, тот против нас».
«Дискредитация западных лидеров», по мнению аналитика Stratcom Сигиты Струберги, проявляется более всего в вечерних шоу, где, например, унижается министр обороны Швеции, ибо она - женщина. Зато альфа-самец Берлускони вышучивается по-дружески, устами «русской подруги»: «Когда я встретила Сильвио, у меня запорхали бабочки в животе».
Наряду с гендерными стереотипами типа «бьет - значит, любит» транслируются расовые. В последнем плане особенно пострадал Барак Обама…
- Телевидение стало в России важнейшим инструментом управления страной, - считает С. Струберга. В этом отношении Гарик Мартиросян и Сергей Светлаков, прошедшие кремлевский кастинг, вполне могут сравняться с федеральными политиками первого уровня в могуществе манипулирования публикой. Громадное количество юмора на главных российских каналах призвано поддерживать единство на основе принадлежности к общей идентичности, «великой русской культуре» (в кавычки взято в исследовании Stratcom).
Воображаемые качества лидеров Запада, приписываемые им Первым каналом, полностью закрывают их реальные действия. Возвращаясь к Бараку Обаме: злой стеб в отношении первого чернокожего президента стал, по оценке Струберги, развиваться не во время его первого срока (совпавшего с руководством Дмитрия Медведева), а с 2012 года.
Что до Хиллари Клинтон, то это «непривлекательная женщина, ищущая реванша над своим мужем». Сравните с доброй улыбкой о Владимире Путине: это силач, легко поднимающий тренажеры, неподвластные Ивану Урганту, самокритично признающему: «Я как дрыщ» (чуждый физкультуре человек). И даже на медведе скачет президент РФ с голым торсом (фотошоп) - тогда как американский и на велосипед садится в каске.
Мы закрываем КВН
Представляя пример «военно-полевого юмора» в условиях реального противостояния с Россией, Максим Кияк, доктор философии (Украина), заранее оговорился, что он «не Задорнов, но некоторые примеры приведет».
Следует согласиться: по части черного юмора «Антизомби», «Вата ньюс» и «Хунта цайтунг» вполне на уровне, но только это все равно насмешки на темы тех же российских федеральных каналов, только в качестве осмеиваемых стереотипов являются «бандеровские» сюжеты. К примеру, многочисленные истории о черных наемниках в Донбассе…
Креативной находкой украинцы считают обозначение России как «Мордора» (страна зла в эпопее Толкиена «Властелин колец) - на незалежной даже продавались грили «Мордор в огне», при помощи коих можно было приготовить колбаски на горящем Кремле.
Сериал «Штрилиц. 17 мгновений РУССКОЙ ВЕСНЫ» изображал опять-таки российские СМИ, которые представляли украинцев как «тупых, тяжко пьющих фашистов, тотально порабощенных евреем Яценюком». Такие выносящие мозг конструкции в исполнении Ивана Гадевича, однако, не шли по киевским каналам, но распространялись на YouTube. Так же как и самодеятельность Ореста Лютого, перепевающего советские песни на проукраинский лад, собрала 200 тысяч просмотров.
Думается, у Comedy Club и Петросяна, как бы к ним ни относиться, все же поболе зрителей в UA, чем у сделанного на коленке укропатриотического продукта. Так что тезис М. Кияка «мы заржали эту войну», довольно сомнителен. Кстати, с 2014 года бренд КВН под жовто-блакитным прапором более не существует. Действительно в Одессе в тот год было как-то не до смеха…
Подробности читайте в новом номере «СЕГОДНЯ» 20 марта
.Подробнее читайте на vesti.lv ...