Судьба евреев Латгалии: от Ивана Грозного до Раймонда Вейониса

2018-8-28 19:30

«Я насчитал 160 знаменитых евреев из Даугавпилса», - рассказал газете «СЕГОДНЯ» Иосиф Григорьевич Рочко - известный педагог, историк, краевед, кавалер ордена Трех звезд, директор музея «Евреи в Даугавпилсе и Латгалии», автор книг о местной еврейской общине, человек с неподражаемым чувством юмора.

Когда-то евреи жили в Латгалии в большом количестве, они внесли свой неповторимый колорит в культуру нашего региона. Теперь же, как с грустью говорит в интервью газете «СЕГОДНЯ» Иосиф Григорьевич, еврейский Даугавпилс все больше превращается в уходящую натуру. . .

Исход в Даугавпилс

- Много ли сейчас народу числится в еврейской общине Даугавпилса?

- Порядка ста восьмидесяти человек. Однако у большинства из них смешанные корни. В основном у нас числятся люди уже достаточно преклонного возраста. Молодежи у нас почти нет, это надо признать.

Когда человеку за семьдесят, он уже не очень активно стремится участвовать в деятельности общины. Однако еще к нам ходят немало неевреев, это русские, латыши, поляки и белорусы, интересующиеся нашими обычаями и традициями. Мы им очень благодарны за то, что они принимают участие в жизни нашего сообщества.

Мы - я, моя супруга, другие наши помощники - ежемесячно читаем лекции о культуре евреев Даугавпилса, Латгалии и всего мира. Многим это оказывается интересно. Самоуправление, к счастью, нам помогает - в проведении различных мероприятий, в установке памятников, ремонте синагоги, выпуске книг. Все это, конечно же, очень хорошо, но. . . Не хочу быть пророком, но постепенно еврейский пласт культуры Латгалии бесповоротно уходит в прошлое.

- А когда евреи впервые появились в нашем городе?

- Говорят, что какие-то евреи жили в Латгалии еще во времена Ивана Грозного, но достоверных свидетельств этому не сохранилось. Они, первые эти свидетельства, относятся только к середине или даже ко второй половине XVII века. Тогда евреи в больших количествах переселялись сюда с Украины, спасаясь от восстания Богдана Хмельницкого, сопровождавшегося массовыми погромами.

Сюда бежали малоимущие евреи, говорившие на идиш, и они пустили корни в Латгалии. Немногие дошедшие до нас письменные источники XVIII века приводят разрозненные факты: какого-то еврея избрали в местные органы самоуправления, кто-то из них заключил c кем-то какую-то сделку, устроился куда-то на работу и так далее. Потом, по мере разделов Речи Посполитой между соседними державами, огромное число евреев оказалось на территории Российской империи.

В 1791 году Екатерина II подписала указ о черте оседлости, в связи с чем основная масса евреев поневоле скопилась в губерниях, находившихся в западной части империи. Наш город, называвшийся тогда Динабургом, тоже оказался в пределах черты оседлости.

В отношении евреев было принято много дискриминационных актов: квоты на поступление в университеты (причем людей нашей национальности старались не брать на медицинские, юридические факультеты), запрет жить в самых больших городах и так далее. Это привело к массовому обнищанию евреев, большинство из которых еле сводили концы с концами. Так что рассказы о том, что все евреи всегда, мол, были очень зажиточными - это всего лишь байки.

- Ну а как вообще евреи оказались в Речи Посполитой?

- О, это долгая история. Как известно, евреев выгнали из Палестины во времена Римской империи. При императоре Веспасиане римляне захватили и разрушили Иерусалим, убив и обратив в рабство при этом огромное количество народа. Уцелевшие евреи через северную Африку бежали на земли, позднее ставшие Испанией и Францией. Оттуда многие из них мигрировали в Германию. Из смешения иврита и местного баварского диалекта родился язык идиш.

Далее польский король Казимир III Великий пригласил евреев в свое государство. Он рассуждал так: пусть к нам приедут немецкие ремесленники и еврейские торговцы. Одни умеют работать, вторые - торговать, и благодаря им Польша расцветет. В Речи Посполитой евреи пользовались различными правами и жили в целом неплохо - до тех пор, пока это государство не вступило в эпоху больших потрясений, закончившихся его гибелью.

. . . И жёны евреев

- Какие раньше у латгальских евреев были органы самоуправления?

- В XVIII веке у местных евреев существовал свой кагал - орган, стоявший во главе общины и являвшийся посредником между ней и государством. Евреи активно участвовали в общественной жизни и Динабурга.

Вообще это была традиционная еврейская политика - стараться по возможности дружить и сотрудничать с той властью, которая существовала на территориях их проживания. История нашего народа на протяжении двух тысяч лет - это история гонений. Поэтому у евреев и выработался уникальный опыт приспособления к окружающей среде - будь то хоть средневековая Испания, хоть шляхетская Польша или царская Россия.

- А погромы тут бывали?

- Здесь у нас, к счастью, нет. В Российской империи подобные случаи имели место на Украине, в Бессарабии.

Нет, конечно, отдельные антисемитские выходки вполне могли случаться и тут - типа выбить стекло в принадлежащем еврею магазине, выругать «жидов» или чем-нибудь им пригрозить. . . Но дальше дело не заходило.

В царские времена отношение латышей к евреям было вполне себе толерантным. В 1905 году даже был случай, когда черносотенцы пытались организовать погром в Риге, но именно латышские добровольцы этого не допустили. Отношение к евреям начало портиться уже лишь начиная с 30-х годов.

- Когда-то до революции Двинск вообще считался еврейским городом. . .

- Ну, до Первой мировой войны такое можно было сказать и о многих других городах на территории нынешней Латвии. Скажем, в Режице (Резекне) они составляли до девяноста процентов жителей. А здесь, в Динабурге-Двинске до Первой мировой евреи составляли половину населения, а тогда в городе всего проживало 110 тысяч человек.

В ту пору даже бытовал анекдотец. На вопрос, кто же составляет вторую половину населения Двинска, в шутку отвечали: «Жены евреев». В городе насчитывалось сорок синагог и еврейских молитвенных домов, с десяток еврейских школ-иешив - в них готовили раввинов, давали религиозное образование. Сегодня, когда никаких еврейских школ в Даугавпилсе давно уже не осталось, трудно даже поверить, что когда-то существовало такое изобилие!

Но потом расцвет быстро сменился упадком. Во время Первой мировой и связанного с ней лихолетья многие местные евреи эвакуировались на восток. Часть из них осталась в России, часть погибла, кто-то вернулся. Согласно переписи 1935-го в Даугавпилсе было зафиксировано 11 106 евреев - ровно двадцать пять процентов от общего количества горожан.

Увы, дальнейшие годы оказались для нашей общины исключительно трудными. Мы со скорбью вспоминаем Холокост, когда во время нацистской оккупации большая часть еврейской общины - те, кто не успел эвакуироваться и не попал в число жертв советских депортаций, - была попросту уничтожена. После войны здесь жило всего 2500-3000 евреев, но даже и это число постепенно уменьшалось. Кто-то умер, кто-то переехал в Ригу, кто-то за границу. А количество желающих эмигрировать было немалым.

- Почему же так?

- В советский период власти смотрели на тех, кто посещает синагогу, изучает иврит и идиш, очень неодобрительно, если не сказать хуже. Советская власть расценивала это как проявление так называемого еврейского национализма, сионизма и пресекала их в корне. Дозволенные литературные произведения на еврейскую тему сводились к очень плоским и примитивным сюжетам - как, мол, какой-нибудь Исаак влюбился в русскую девушку Машу, они поженились, радостно работали вместе, стали передовиками производства где-то в колхозе и все у них сложилось хорошо.

Многих такая атмосфера, конечно, тяготила, но выехать еврею из СССР было чрезвычайно трудно. Если, например, в Израиль пытался перебраться учитель, то он просто вылетал из профессии. Если уезжал врач, профессор или другой высококвалифицированный представитель умственного труда, то считалось, что он должен возвратить деньги, затраченные государством на его учебу.

Подобные затруднения приводили к различным эксцессам, когда люди порой решались покинуть Советский Союз незаконными методами. Например, один житель Даугавпилса участвовал в попытке угона самолета. Однако позже железный занавес пал. Ну а после того как с начала 90-х появилась возможность свободного выезда, наши люди массово потянулись в Израиль, на этническую родину. Кто-то осел и в Германии, кто-то в США - в итоге в сегодняшнем Даугавпилсе евреев осталось совсем немного.

В окрестных же городах, некогда являвшихся типичными еврейскими местечками, наших осталось и того меньше. Например, в Лудзе ныне всего пять евреев. Хотя там восстановлена большая общественная синагога - в ней сейчас музей.

- Для сравнения: а каково было правовое положение евреев во времена первой Латвийской республики?

- До 1934-го в государстве действовало весьма либеральное законодательство о национальных меньшинствах. В частности, в нашем регионе было достаточно школ, в которых преподавание велось на идиш и иврит. Более того, эти языки звучали даже в сейме, поскольку выступать на них там не возбранялось. У латвийских евреев были свои представители в парламенте, свои депутаты самоуправлений, так что община не ощущала никакого неравноправия.

Однако после 15 мая 1934 года, когда Карлис Улманис произвел госпереворот и установил авторитарный режим, многое стало по-другому. Часть еврейских школ была закрыта, а с введением цензуры и с запретом политических партий уменьшилась возможность представительства и защиты своих прав. Впрочем, тут мы оказались в одном положении с представителями других национальностей. Правда, никаких преследований по этническому признаку не было.

«Эпоха большой нелюбви. . . »

- Много ли евреев из Латвии перебрались в 20-30-е в Палестину? Ведь к тому времени они уже ехали туда массово. . .

- Да, сионистские лидеры призывали переселяться в Палестину, на историческую родину еврейского народа, и такие лозунги находили горячий отклик в молодых сердцах. Но из Латвии уехали туда в 20-30-е относительно немногие - ведь то был трудный процесс.

В ту пору Палестина являлась подмандатной территорией Великобритании, и англичане отнюдь не приветствовали переселение туда евреев. Официально в Палестину можно было въехать лишь по специальному сертификату. Такие сертификаты разыгрывались в еврейских общинах в лотерею. Или их выдавали в качестве награды или поощрения: дескать, ты сильный и активный человек, способен принести много пользы - стало быть, ты должен ехать. Значительная часть переселенцев въезжала в Пелестину нелегально.

- Вы написали интереснейшую книгу «Знаменитые евреи Динабурга и Двинска». Действительно, наша еврейская община дала миру много выдающихся людей - историки, художники, преподаватели, композиторы, артисты, философы. . .

- Ну, нельзя все же сказать, что большинство наших евреев было интеллигентами. По большей части наша община состояла до войны из людей рабочих специальностей: портные, сапожники, шорники, кузнецы, стекольщики и так далее. В моей семье профессоров точно не было. Отец работал шорником, мама - портнихой, дедушка - тоже портным.

Но, конечно, больше всего прославились те, кто выбрал для себя творческую профессию: художник Марк Ротко, актер Соломон Михоэлс, композитор Оскар Строк, цирковой артист Николай Поляков (клоун Коко). Это лишь самые знаменитые местные евреи. А ведь были еще раввин-талмудист Кац-Каган Меир Симха, художник Соломон Гершов, политик и писатель, нарком юстиции в первом советском правительстве Исаак Штейнберг, его брат, критик и философ Аарон Штейнберг, глава «Моссада» Иссер Харел, революционер и позднее член советского правительства Марк Дейч, советский разведчик Григорий Хейфец, историки Йоэл Вейнберг, Иосиф Штейман, Борис Волкович, Залман Якуб. . .

Это лишь те, кто первыми пришли на ум, список можно продолжать и продолжать. . . Всего я в ходе работы над книгой нашел 160 евреев, в разной степени прославивших наш город.

- От довоенной еврейской общины Даугавпилса должны были остаться немалые архивы. Где они сейчас?

- Очень много документов погибло в пламени двух мировых войн, катком проехавшихся по Двинску-Даугавпилсу. Впрочем, в нашем городе подобные бедствия случались с удручающей последовательностью. Еще в далеком в 1794 году известный композитор Михаил Огинский, будучи участником восстания Костюшко, захватил Динабург и дотла спалил его вместе с городским архивом, заслужив на свою голову проклятия всех бывших, нынешних и будущих двинских краеведов. Тогда тоже погибло много документов, связанных с еврейской общиной.

Многие довоенные бумаги из Даугавпилса переехали в Ригу - в Латвийский исторический государственный архив. Богатое собрание документов, связанных с нашим краем, одно время находилось в Витебске, поскольку Двинск административно входил в состав Витебской губернии. В Витебске очень много и плодотворно поработал наш знаменитый краевед Залман Якуб, нашедший там массу бесценного материала по довоенной истории Даугавпилса. Но в 90-х эти архивы перевезли из Витебска в Минск. Думаю, в них и сейчас можно найти немало интересного.

- Обращаясь к делам сегодняшним - насколько велик уровень антисемитизма в современной Латвии?

- Затрудняюсь точно сказать. Нет такого прибора, которым можно было бы это измерить. Еще даже в советские времена, бывало, оскверняли еврейские могилы на кладбищах, разбивали окна нашим соплеменникам и шептались, что мы, дескать, добавляем в мацу кровь христианских младенцев.

Был один дикий случай в 60-х. Советский офицер проходит мимо синагоги и слышит чей-то крик. Он тут же обратился в КГБ: евреи зарезали ребенка! По городу поползли слухи, и несчастный раввин какое-то время даже боялся выходить на улицу. . . Благо КГБ постарался замять эту историю - там ведь все же не дураки сидели.

Но антисемитские предрассудки сохранились и сейчас: мол, мы хитрые, двуличные, скрываем какие-то богатства.

Честно говоря, я даже люблю пошутить на этот счет. Когда к нам в синагогу приходят посетители в Ночь музеев, я им говорю: «В этом ящичке маца с кровью, а в этом - без. Вам какой?» Люди смеются. . .

За последние годы лично не помню в Даугавпилсе каких-то серьезных антисемитских выходок. Разве что однажды неизвестные замалевали в Межциемсе памятник евреям, убиенным во время Холокоста. Потом его, естественно, привели в порядок. Стараюсь не принимать подобные вещи близко к сердцу. Ну не любят некоторые евреев - это их дело. А за что их любить? Я и сам их, признаться, не очень люблю. (Смеется. )

- Какие еще странные рассказы о евреях доводилось вам выслушивать?

- Байки, что рассказывают про нас, в большинстве своем все же довольно безобидные. Вот как-то литовские учителя уверяли меня, что мы, евреи, хороним своих покойников в сидячем положении.

Но бывало и куда смешнее. Как-то у меня поинтересовались: а правда ли, что вы, евреи, кусочки плоти, оставшиеся после обрезания, варите в супе, съедаете и потом у вас не бывает никогда проблем с потенцией, даже в пожилом возрасте? Человеку это бабушка рассказывала. . . Я к подобным вещам отношусь с юмором - анекдоты про евреев давно стали неотъемлемой частью нашей реальности.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ,

собкор газеты «СЕГОДНЯ»

в Санкт-Петербурге.

«Евреи бежали в Латгалию с Украины, спасаясь от восстания Богдана Хмельницкого, сопровождавшегося массовыми погромами».

«Офицер проходит мимо синагоги и слышит чей-то крик. Он тут же обратился в КГБ: евреи зарезали ребенка!»

.

Подробнее читайте на ...

евреев евреи латгалии даугавпилса кто-то даугавпилсе времена еврейской

Фото: vesti.lv

Почему евреи массово бегут из Франции

Жизнь евреев во Франции становится все сложнее. К традиционной угрозе, исходящей от ультраправых экстремистов, добавилась ненависть, с которой к евреям относятся исламские радикалы. Евреи и связанные с иудаизмом объекты регулярно оказываются во Франции мишенью антисемитских атак. vesti.lv »

2017-01-17 10:43

Фото: vesti.lv

«Наша семья и тоталитарные режимы»

История Латвии через судьбу отдельно взятого родаНас у дедушки с бабушкой четверо внуков. Сейчас нам от 60 до 70 лет, и мы живем в четырех разных странах: в Германии, во Франции, в США и Латвии. vesti.lv »

2016-11-20 13:00