Сыворотка правды: как работает современный детектор лжи

Сыворотка правды: как работает современный детектор лжи
фото показано с : vesti.lv

2018-12-16 18:00

Евросоюз хочет осуществлять контроль на своих границах с помощью новой компьютерной программы с детектором лжи. Что может о нас узнать современный полиграф? Как устроены приборы биологической обратной связи? Насколько достоверно они работают? Об этом газета «СЕГОДНЯ НЕДЕЛЯ» расспросила судебного эксперта, доктора юридических наук Улдиса Микельсонса.

Машина вторична

- Какое образование надо получить, чтобы работать судебным экспертом и, в частности, проводить экспертизы на полиграфе?

- Чтобы получить сертификат эксперта, нужно иметь высшее образование, пройти специальное обучение по своей специализации, сдать юридический и специальный экзамены. У меня степень доктора в криминалистике. И сразу хочу сказать, что работа с полиграфом и проведение экспертиз - это совершенно разные вещи. Я являюсь экспертом и могу говорить о том, что делаю в рамках экспертизы. В то же время я знаю, что подразумевается в других странах под термином «работать с полиграфом» и отношусь к этому очень критически.

Полиграф называют детектором лжи, имея в виду, что это такая машинка, которая сама думает, этакий искусственный интеллект (которого в нем нет вообще), самостоятельно определяющий, врет человек или говорит правду. И с этой машинкой работает оператор, функции которого ограничиваются умением нажимать на клавиши (я утрирую, конечно). На самом деле это не так.

Полиграф можно сравнить с видеокамерой - это просто аппаратура, способная записывать внешние проявления определенных физиологических процессов. И все. Никакого исследования она делать не может. Да, конечно, современные компьютерные полиграфы продаются с программным обеспечением, которое на многое способно. Но оно не может делать никаких выводов.

Полиграммы (сделанные записи) должен изучить человек, применяя свой неискусственный интеллект. Но для того, чтобы выявить ложь, задокументированного полиграфом материала недостаточно. Полиграф определяет уровень стресса: есть, нет, насколько он выраженный и в каких моментах проявляется. Программа определяет уровень стресса от определенных вопросов, что, по моему мнению, мало связано с тем, врет человек или нет.

Дело в том, что проходящий экспертизу человек просто может бояться того, что ему не поверят, и из-за этой боязни проявляет стресс. А некоторые люди всю жизнь просидели в камерах и не раз бывали на допросах - они умеют мобилизоваться и стресса особо не испытывают, когда лгут.

Для того чтобы определить, лжет человек или нет, необходимо очень много разной дополнительной информации. Прежде всего нужно с тестируемым очень тщательно побеседовать на разные темы и потом изучить, что он говорит. Нужно видеть, как он разговаривает, как осуществляет коммуникацию, например уходит ли от каких-то ответов. Важно отследить его невербальную коммуникацию, эмоциональные проявления и тому подобное - все изучается в совокупности.

И физиологическая стрессовая реакция - лишь небольшая часть из того, что учитывается. Только на стрессовых реакциях выводы делать нельзя. Поэтому подобное определение - «детектор лжи» вводит людей в заблуждение, и я к этому отношусь критически. Чтобы сделать вывод, врет человек или нет, нужны глубокие знания. Очень важен практический опыт: нужно уметь разговаривать с человеком, быть внимательным ко всем деталям, видеть общую картину, замечать изменения во время разговора, следить за эмоциональными проявлениями, обладать критическим мышлением и потом очень тщательно изучать все, что зафиксировала видеокамера, полиграф, что человек рассказал и так далее. В итоге вывод делает человек, а не аппарат.

- Сколько специалистов такого уровня в Латвии?

- Сертифицированный эксперт на всю Латвию один - это я.

В свободной продаже

- Кто вообще имеет право работать с полиграфом?

- Вопрос в том, как работать. Любой может купить полиграф и делать с ним все, что он хочет. Но будут ли всерьез рассматриваться результаты его работы?

Результат моей работы - экспертное заключение, я подписываю свои выводы в качестве судебного эксперта, и они почти всегда используются как доказательства, в том числе в суде.

Если человек, который не является судебным экспертом, напишет какой-то документ, утверждающий, что протестированная персона лжет или не лжет, у следователя, прокурора или суда, наверное, возникнут вопросы - а можно ли такому заключению доверять?

- Кому в Латвии назначается проверка на детекторе лжи?

- Это не проверка на полиграфе, это полиграфная экспертиза, которая чаще всего проводится в уголовных делах. Ее может назначить полиция, прокуратура, суд.

Проводится она в Латвии на добровольной основе, то есть человек может отказаться от подобной проверки, и заставить его нельзя, потому что в противном случае полученные данные будут искажены в связи с принуждением (человек может испытывать злость, страх и тому подобные эмоции, влияющие на его физиологическое состояние). Проверяемый не будет сидеть спокойно, не будет спокойно отвечать на вопросы - в такой ситуации просто невозможно получить объективные данные.

- Латвийский суд принимает как доказательство заключение эксперта, сделанное с помощью полиграфа?

- Да, в Латвии суды уже много лет принимают такие доказательства. Но так дело обстоит не во всех странах.

- Может ли сам подозреваемый или обвиняемый запросить проверку на детекторе лжи?

- Да, так часто бывает. Дело дошло до суда, и обвиняемый через своего адвоката просит назначить такую экспертизу. Суд запрашивает мнение прокурора и назначает экспертизу.

Проснулся - гипс

- Случалось ли так, что человек сам напросился на проверку, а потом оказалось, что он все-таки лжет?

- По-разному бывает: иногда экспертиза действительно подтверждает, что тестируемый говорит правду, а иногда и никакого полиграфа не нужно, чтобы определить, что человек лжет, настолько его ложь очевидна.

Вот, например, был забавный случай в моей практике. Подвыпивший мужчина съехал на своем автомобиле в кювет, а полиции начал рассказывать что незнакомый ему человек просил одолжить машину. Он передал ключи от своего автомобиля, сел на пассажирское сиденье и уснул крепким сном. Проснулся только после аварии и вне своей машины. Ну а случайного водителя (который якобы и совершил аварию) и след простыл.

На вопрос, как он оказался вне машины, если пассажирская дверь придавлена к дереву, а переднее окно не разбито, он объясняет: выполз через салон к другой двери. На вопрос, сделал ли он это в бессознательном состоянии, отвечает утвердительно. Конечно, такая ложь больше похожа на басню и шита белыми нитками.

Но бывает наоборот, ложь очень мудреная, человек долго подготавливался, знает все нюансы в деле и свой рассказ основывает на многочисленной правдивой информации, и только какие-то отдельные детали в ее потоке не являются правдивыми. И на основе этих нюансов он строит свою защиту. Такой рассказ кажется очень правдивым, и приходится задавать массу уточняющих вопросов, чтобы понять, что что-то не клеится.

Иногда бывает, что женщины (которые более эмоциональны), рассказывая о каком-то случае, например о совершенном над ними насилии, путаются и картина не складывается. В таком случае также нужно задавать много уточняющих вопросов и одновременно наблюдать, чтобы понять, где человек что-то забыл или перепутал из-за своих эмоций и переживаний, что-то даже преувеличивает или просто ошибается в своих рассказах, оценивая в то же самое время лжет или не лжет он, отвечая на главный вопрос.

Момент истины

- Но в принципе можно обмануть полиграф, как в кино про шпионов? Можно ли обмануть вас? И может ли аппарат ошибиться?

- Прибор документирует все наподобие видеокамеры, его невозможно обмануть. Человек может попробовать исказить какие-то свои стрессовые реакции, но это не так важно.

Чтобы обмануть внимательного эксперта, ему придется в течение полутора часов максимально себя контролировать: и речь, и поведение, и свои эмоции и другое, причем таким образом, чтобы эксперт даже не увидел того, как он контролирует себя.

Даже не знаю, какой человек так сможет владеть собой, хотя, конечно, допускаю, что такие натренированные таланты есть. Ни одна экспертиза не является стопроцентным доказательством. Следователи это знают: ни одно доказательство не принимается как единственное, как основное, всегда рассматривается совокупность доказательств.

- Сколько экспертиз вы уже провели за годы своей работы?

- За двадцать лет я провел более 800 проверок, в том числе более 650 процессуальных экспертиз.

- Обращаются ли к вам частные лица?

- Да, бывает, что мне звонят и просят проверить на детекторе лжи супруга. Я отказываюсь, поскольку считаю, что такими методами выяснять свои отношения неправильно. Если в семье кризис, то лучше его преодолевать самостоятельно или с помощью психолога.

Были единичные случаи, когда я согласился. В частном порядке, бывает, обращаются, если произошла кража, например на стройке. Полиция ничем пока особо не может помочь, и человек хочет сразу проверить своих рабочих. Те, кто соглашается, приходят ко мне.

Но вообще в частном порядке я мало провожу экспертиз.

Европейский контроль

- Как бы вы прокомментировали желание Евросоюза осуществлять контроль на своих границах с помощью новой компьютерной программы с детектором лжи?

- Я не могу комментировать какие-либо новшества, о которых у меня минимальная информация через СМИ. Как читал, это пока просто эксперимент, опыт, никакие выводы эта система делать не будет, а только будет собирать данные, чтобы усовершенствовать ее же саму. И выводы будет делать человек.

То есть новая система на границах ЕС не будет делать выводы о том, лжет человек или нет, она просто будет считывать стрессовые реакции. Если они есть, подключатся пограничники, таможенники или полиция.

Но опять же стрессовые реакции могут возникнуть и из-за того, что человек опаздывает на рейс, а ему надо отвечать на какие-то вопросы аппаратуры, и он начинает злиться.

- У меня сразу возникает вопрос: а где же мы возьмем столько специалистов, которые будут работать с этой системой?

- Считаю, что любой следователь, который много работает, проводит много допросов, судьи, прокуроры более-менее уже начинают видеть, когда человек лжет, а когда говорит правду.

Конечно, они не могут делать экспертные выводы. Специалистов, которые могут делать выводы, пригодные как доказательства, действительно нужно обучать. Аппаратура самостоятельно не может заменить человека в этой области, во всяком случае пока.

Татьяна МАЖАН.

«Новая система на границах ЕС не будет делать выводы о том, лжет человек или нет, она просто будет считывать стрессовые реакции. Если они есть, подключатся пограничники, таможенники или полиция».

«Сертифицированный эксперт на всю Латвию один - это я».

.

Подробнее читайте на ...

лжет выводы лжи полиграф работать эксперта стрессовые границах