Третьего не дано

Третьего не дано
фото показано с : vesti.lv

2017-2-17 18:12

Мнимые атлантисты Второй мировойЛет десять тому назад группа влиятельных латышей пожелала установить на месте бывшего памятника Ленина монумент Константину Чаксте - главе Латвийского Центрального Совета, попытавшегося в разгар войны напомнить союзникам (разумеется, западным), что независимая ЛР существует де-юре и готова влиться в ряды Объединенных Наций.

Задумка провалилась, несмотря на то, что активистами руководил имевший имидж «серого кардинала» Андрис Грутупс. Впрочем, точно так же, как и дело ЛЦС в 40-е годы XX века.

Наша оккупация такая особенная…

Одним из выдающихся качеств историографии Второй мировой войны является то, что она не устает удивлять новаторскими трактовками. В стремлении перепоказать ее итоги применительно к Латвии немеряно сил вложил завотделом публичной истории Музея оккупации, доктор исторических наук Улдис Нейбургс. Передо мной только что вышедшая в издательстве Mansards книга «В кругу угроз и надежд. Латвийское движение сопротивления и союзники Запада (1941-1945)». Спору нет - релиз академического формата, четыре сотни страниц, одно описание источников свыше 30 страниц. Главная цель - доказать, что «движением сопротивления организованы и поддержаны шведской и американской разведслужбами тайные акции беженцев на лодках в Швецию… попытки ЛЦС и генерала Яниса Курелиса восстановить фактическую независимость Латвии, ожидая поддержку союзников Запада».

Благородный почин, кто бы сомневался. Но уже на с. 59 господин Нейбургс допускает первую грубую натяжку. Он делит оккупированные страны на две группы. В юго-восточной Европе, мол, режим был иным, нежели в восточной. Ибо последнюю захватил ранее СССР. Однако у Польши (которую Нейбургс приравнивает к странам Прибалтики) в годы войны существовало легитимное правительство в изгнании, которое признавали и Запад, и СССР (в 1941-1943 гг. ) Тем самым она была равным участником Объединенных Наций, как и оккупированные Югославия, Греция, Нидерланды - и свободные от гнета нацистов страны. Однако Балтийские государства по факту утратили свою международную субъектность в июне 1940 года.

На это официальные латвийские историки дружно возразят: как же, мол, по декларации замгоссекретаря Сэмнера Уэллеса от 23 июля 1940 года осуждены «смутные процессы, в связи с которыми политическая независимость и территориальная целостность трех маленьких Балтийских республик… сознательно уничтожались одним из их более мощных соседей». Госдепартамент США заклеймил территориальные захваты в Европе, что было подтверждено Атлантической хартией Рузвельта - Черчилля от 14 августа 1941 г. , ставшей для «белолатышей» (что не за Гитлера и не за Сталина) своеобразным символом Веры.

Сказки англичанам на ночь

Потому и действовали в Вашингтоне и Лондоне три прибалтийских дипмиссии, а латвийская была активней прочих, ибо была богаче в силу доступа к депонированному за океаном золоту. Так что пропагандная активность посланников Алфредса Билманиса и Карлиса Зариньша била ключом. Например, уже к 18 ноября 1941 года Зариньш устроил в газете The London Daily Telegraph публикацию «специального корреспондента» в Латвии, согласно которой страна прямо-таки охвачена партизанским движением. «Борются в рядах латышских патриотов не только заводские рабочие и крестьяне, но бывшие землевладельцы и работодатели. Вооруженные оружием, забранным у немцев… повстанцы совершают ночные вылазки из лесов и болот».

По-нынешнему это бы назвали фейком, ложной новостью. Если кто-то и тревожил помаленьку оккупантов, то это были блуждающие по лесам группы красноармейцев и советских активистов, не имевшие общего руководства, да немногие заброшенные в первый военный год спецгруппы НКВД. И тех и других «латышские патриоты» с шуцманскими повязками исправно отстреливали.

Нейбургс о таких бравых отчетах в британских СМИ не упоминает, но зато цитирует отчет Главного управления имперской безопасности (РСХА) за октябрь-декабрь 1942 года. Годом позже вышеописанного «разгула партизанской стихии» силовые структуры рейха констатируют: «в своей деятельности… не дошли до вооруженного сопротивления немецкой власти».

Но ведь у господина историка есть концепция, которую он должен доказать. И на с. 76 У. Нейбургс перечисляет «многие группы и организации национального сопротивления». И в первых рядах дважды упоминаемый - PErkonkrusts! Ну просто герои резистанса, уже в первые дни июля 1941 года устроившие кровавый вертеп в здании бывшей Рижской префектуры у вокзала, где пытали и убивали евреев. Это как бы французское гестапо уравняли в статусе с маки. PErkonkrusts был настолько одиозно-отмороженной структурой, что даже при Улманисе был на нелегальном положении и активно сажался. А Нейбургс нисколько не пишет об инициативном участии «громокрестовцев» в Холокосте. Только скромно упоминает, что сей феномен надо изучить «шире и неоднозначней».

Узок круг этих революционеров

Вообще национальная элита старалась быстро ориентироваться в меняющейся обстановке на фронтах. 11 июля 1941 года группа бывших улманисовских VIP направляет верноподданический адрес «вождю Великогермании» - а 17 марта 1944 года семь фамилий из этого списка уже фигурирует в меморандуме Латвийского Центрального Совета. К примеру, председатель ЛЦС в 1944-1946 гг. экс-генерал Вернерс Тепферс или бывший министр иностранных дел и посланник Лудвигс Сейя. А вот для Теодорса Звейниекса подписание меморандума даже не повлекло увольнения с поста… генерального секретаря юстиции генерального комиссариата Lettland. Представим члена правительства хорватских усташей, который в свободное от работы время подмахивает воззвания Сопротивления - даже не Тито, а, скажем, короля Петра II. Наверняка ему бы указали на служебное несоответствие.

Если немцы сталкивались в Латвии с реальным национальным сопротивлением, то подавляли его быстро и жестко. Так, в ноябре 1944 года около 450 человек во главе с лейтенантом легиона Рубенисом вышли из повиновения и оказали вооруженный отпор, напав на штаб самого обергруппенфюрера СС Еккельна! Только здесь имеет место, скорее, военный мятеж в соединении, изначально сформированном оккупационными властями для действий в тылу наступающей Красной Армии. Сам Нейбургс ссылается на распоряжение от 22 июля 1944 года о восстановлении организации айзсаргов, подписанное служащим у немцев гендиректором внутренних дел Оскарсом Данкерсом.

В огромном количестве Нейбургс цитирует архивы латвийских дипмиссий на Западе. Что и говорить - эти господа с лихвой позаботились об историческом алиби и ныне могут предстать «все в белом». С документацией сопротивления на местах куда сложней - отряд Рубениса журнал боевых действий не сохранил.

Ну а задним числом можно гадать о многом. К примеру, на с. 384 доктор истории рассказывает про план национальных сил во главе с генералом Янисом Курелисом «занять плацдарм на морском берегу между Вентспилсом и Лиепаей и удерживать его как против немцев, так и против русских, чтобы была возможна полная эвакуация». Причем - «было решено связаться с подразделениями латышского легиона и операцию проводить вместе». О проекте передали в Стокгольм, где заседали вожди Латвийского Центрального Совета. Ответ был более чем положительный - Курелис назначался не только министром обороны, но и президентом Латвии!

И вот такого «национального вождя», без пяти минут главу государства, после разгрома его «вооруженных сил», пленили немцы. Что вы думаете, расстреляли (как 8 его подчиненных), услали в концлагерь? Нет - генерал Курелис спокойно находился «в распоряжении» генерал-инспектора легиона СС Бангерскиса. А затем сдался англичанам, после войны переехав в США.

Так что, увы, альтернативные варианты поведения Латвии во Второй мировой оказались непроходимо узкими, ибо прежде всего в 1939-1940 гг. ее правящий класс загнал страну в геополитическую ловушку. Кстати, для обложки книги У. Нейбургса выбран плакат «Черчилль рассказывает сказки» - совсем не комплиментарный к знаменитому лидеру демократии Запада. Ибо выпущен с санкции нацистской цензуры в Риге в 1942 году.

ВРАГ №1

Бывший посланник Латвии в Швеции Волдемарс Салнайс в 1943 году указывал: «Врагом №1 для нас была и остается советская Россия». Мог бы он обратиться с таким месседжем к народам США и Великобритании?

Николай КАБАНОВ.

.

Подробнее читайте на ...

нейбургс латвии hellip сопротивления войны июля 1941 группы