
2016-12-10 13:32 |
Иностранные концерны вновь инвестируют в Россию, несмотря на падение потребительского спроса. Означает ли это победу Кремля на всех фронтах? В России, как образно выразился Беньямин Трибе в Frankfurter Allgemeine Zeitung, царит весна посреди зимы.
Весеннее настроение отличает деловой климат, что на первый взгляд вызывает удивление. Инвестиции снова осуществляются - и приносят их не россияне, а иностранцные компании.
«Компания Pfizer строит новый завод по производству лекарственных средств, Mars инвестирует в производство жевательной резинки и корма для животных, Leroy Merlin, французская сеть магазинов, специализирующихся на продаже товаров для ремонта и строительства, планирует удвоить количество своих филиалов в течение пяти лет», - перечисляет он.
Немецкие компании не стоят в стороне: Volkswagen расширяет завод неподалеку от Москвы, Henkel - производство шампуней, предприятие по производству электрооборудования OBO открыло завод, так же поступил и производитель насосного оборудования Wilo.
И это еще не все. Сам концерн Daimler, возможно, построит завод по выпуску лимузинов Mercedes недалеко от Москвы. По данным российского правительства, соглашение об инвестициях в размере 300 миллионов евро почти готово к подписанию.
Смелость этих компаний кажется исключительной с учетом связанных с Россией рисков. И с учетом того, что никто не ожидает, что здесь скоро начнутся активный рост или реформы - наоборот: ждут переизбрания Владимира Путина на пост президента в 2018 году и укрепления государственного капитализма. Расцвет потребительского спроса тех лет, что предшествовали украинскому кризису, так быстро не вернется. Ввиду относительно низких цен на нефть отсутствует важнейший источник благосостояния, а других источников Россия практически не нашла. Начиная со следующего года, возможен медленный рост экономики. И такая картина, пожалуй, сохранится из-за множества внутренних проблем.
Почему в таком случае иностранцы не бегут из России, а продожают там укрепляться?
«Для глобального бизнеса расчет прост. Такие гиганты, как Mars, Henkel, Volkswagen или Daimler будут существовать и через десять лет. Россия тоже будет с нами через десять лет. У страны есть то, на чем основывался демонстративный оптимизм руководств компаний: потенциал. Рынок со 143 миллионами потребителей и еще 140 миллионами в странах СНГ стоит того, чтобы в него инвестировать», - объясняет автор, отмечая, что западные санкции не являются значительным мешающим фактором, к ним уже приспособились.
По данным Центробанка, в 2013 году прямой приток инвестиций в Россию составил 64 миллиарда евро нетто. Годом раньше, когда ВВП сократился на 3,7%, эта цифра равнялась 6 миллиардам евро. Кажется, теперь наступил перелом. С января по сентябрь объем инвестиций составил 7,7 миллиарда евро. При этом немецкие компании - в передних рядах.
Это показывает, что иностранцы в России даже во времена рецессии могут зарабатывать деньги. Слабо развитый предпринимательский ландшафт вознаграждает их, олигополитические структуры защищают маржи. Если расчет инвесторов оправдается, через несколько лет их дело по-настоящему будет процветать. Если не оправдается, то они относительно мало потеряют. Тем более, что с падением рубля Россия для европейцев подешевела.
«Итак, победа Кремля на всех фронтах?», - спрашивает Беньямин Трибе. И тут же отвечает: нет, прогресс на основе директив никогда не может быть таким мощным, как успех, обеспеченный свободами. Немецкие предприниматели относят к самым крупным проблемам страны, помимо ставших классикой коррупции и недостатка квалифицированных кадров, усиливающийся протекционизм и бюрократические издержки. А сюрпризы могут иметь место всегда: недавно в очередной главе эпического правового спора один из судов наложил арест на 135 миллионов евро на счетах ИКЕА. Впрочем, шведский концерн все равно хочет инвестировать еще 1,5 миллиарда евро.
Но, несмотря на все проекты иностранных компаний, инвестиции в капитальное строительство в стране в целом находятся в упадке. В 2015 году их объем сократился на более чем восемь процентов, а с началом нового года - еще на четыре процента. Российские фирмы и раньше инвестировали мало, антициклическим инвестициям в период кризиса они придают еще меньше значения. Они редко бывают в состоянии глобально управлять своими рисками; для них долгосрочное капиталовложение в России зачастую представляет собой рискованное предприятие. Пока в этом не наступят перемены, и Кремль будет сталкиваться с крупной проблемой.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...