
2017-11-16 16:00 |
Почему за 763 000 человек отдувались 410 респондентов и куда делись фирмы–»исследователи»? — пишет латвийская газета «СЕГОДНЯ»Министерство образования и науки бодро отрапортовало, что скоро будет передана в правительство очередная реформа школ (главным смыслом которой является перевод школьного образования нацменьшинств на государственный язык с ПОЛУТОРА ЛЕТ ДО ОКОНЧАНИЯ средней школы).
Обоснование подготовило Агентство латышского языка (Latvijas valodas aGentUra, LVA) и представило комиссии сейма по образованию, культуре и науке уже 11 октября 2016 года.
«Исследования», проведенные по заказу LVA и ставшие обоснованием реформы при внимательном изучении оказываются довольно жалкими опросами с количеством участников от 367 в 2009 году до 410 в 2014-м. По мысли организаторов, эта выборка, не описанная никак по возрастному, региональному, образовательному цензу, должна отражать реальную жизнь 763 тысяч человек, относящихся в Латвии к нацменьшинствам (данные самого Министерства образования и науки, МОН).
Еще более интересен подбор фирм, которым Агентство и его вышестоящая организация, МОН, поручили изучение столь чувствительной темы. Взглянем на информацию Firmas. lv: оказывается, LVA выбирает сплошь неудачников.
КРИМИНАЛЬНЫЕ УБЫТКИ
Первый из подрядчиков Агентства латышского языка, Data Serviss, выполнял заказ в 2009 году, и уже тогда его постигли убытки. Несущественные: всего 330 латов, при обороте 480 тысяч. Так иногда делают предприниматели: небольшой бухгалтерский минус освобождает от потребности вносить в следующем году авансовые платежи налога на прибыль. Следующий год был для социологов-маркетологов прибыльным, хотя оборот упал на 100 тысяч латов. А в 2011-м убытки Data Serviss составили 50% от оборота, что вскоре повлекло за собой неплатежеспособность (2013), банкротство и ликвидацию (28. 12. 2015).
На очереди - второй подрядчик, Aptauju AGentUra, который в год выполнения заказа для государственной организации показал убытки в размере половины своего оборота: 11,6 тыс от 25. 6 тыс. и в настоящий момент уже не ведет никакой деятельности. Видимо, тоже скоро сойдет со сцены.
Неудачи преследуют и последнего подрядчика, SIA Excolo, трудившегося на ниве социологических исследований образования в 2014 году. Из всех контрагентов LVA и МОН этот самый сомнительный: микропредприятие с уставным капиталом 142 (сто сорок два) евро, с 4-5 работниками, за которых за все время существования компании законно не уплачено ни цента социальных взносов. Видимо, всем им хватало 720 евро в месяц «на руки» за проведение государственно важных исследований.
Вполне благополучная в 2015-м, хотя и крошечная фирма Excolo за год «уронила» оборот в 4 раза (с 85 428 до 22 481 евро), а убытки ее тем временем возросли в 7 раз (с 2,3 до 14,8 тыс).
Прямо как в криминальной драме про 10 негритят: что ни фирма возьмется за исследования нацменьшинств, то и погибнет. Интересно, почему?
ВЫБОР ПРОМОКАШКИ
Кажется странным, что Агентство латышского языка столь неразборчиво в поиске исполнителей на освоение государственных денег. Это удивляет и обычных жителей Латвии.
«Вопрос, касающийся почти 40% населения, решается на основании исследования непонятно кого с нарисованными на коленке наспех результатами опросов, -- иронизирует в социальной сети Facebook рижанка Екатерина Иванова. -- Очень бы хотелось увидеть оригинал исследования, описание методологии, критерии выборки и всё остальное, что обычно присуще настоящей социологии».
Напрасно надеяться, что государственные мужи могли бы привлечь к работе более солидного партнера - ну хотя бы такого, как авторитетное SKDS с уставным капиталом 71 тыс. евро и устойчивой репутацией. Министерство образования и науки не волнует даже решительное несовпадение его «обоснования» реформы в части знания латышского языка с данными исследования факультета философии и социологии Латвийского университета, заказанного Госканцелярией и презентованного в октябре сего года. Оно показывает, что в возрастных группах от 15 до 54 лет признаются в слабых знаниях латышского 2% респондентов, причем 46% знают язык хорошо и отлично, причем доля вторых растет от опроса к опросу.
Есть еще более объективный критерий знания языка конкретно в школах: на всю Латвию в 2017 году нашлось только 2 (два) ученика, получивших на централизованном экзамене по латышскому оценку менее 20% (квалификационный порог составляет 5%), тогда как по математике таких двоечников 3312 человек, или 25% выпускников! 7 школ нацменьшинств входят в десятку лучших по математике, что говорит о сохранившихся высоких стандартах преподавания. В конце списка - латышские профтехшколы…
Именно это, очевидно, является важнейшим фактором выбора русской, а не латышской школы для детей. Как сетовала год назад национальная Latvijas AvIze, с 2009/2010 учебного года популярность русских школ понемногу, но постоянно растет на протяжении 7 лет подряд. Райвис Дзинтарс из Национального объединения объясняет это «российской пропагандой», а министр Карлис Шадурскис («Единство») разводит руками, признавая, что объяснения феномену русских школ у него нет. И тут же с готовностью поддерживает коллегу Дзинтарса: «Чем острее политическая ситуация, тем выжидательнее становятся родители. Может, они думают: «Зачем посылать ребенка в латышскую школу, чтобы он как следует выучил латышский язык, а вдруг в стране что-то поменяется?» Это отношение подогрел и референдум за русский язык как второй государственный».
Уж если референдум что и подогрел, то как раз желание национальных сил ужесточать языковые требования. Это показывает и собственная отчетность LVA, представленная в Сейме: после референдума прошло внедрение единого экзамена по государственному языку для всех школ, поправки о лояльности учителей, перевод централизованных экзаменов на латышский не только в части заданий, но и в части ответов (с нынешнего учебного года).
Русские школьники со всем этим справились, и объективных оснований загонять школы нацменьшинств в угол на деле нет. Более того: анализ экзаменов по математике вызывает серьезные претензии к качеству образования и очевидный вывод: латышский язык не может быть целью и средством реформы.
Однако по этим вопросам, как и по другим - реэмиграции латышей, интеграции беженцев - у МОН нет ответов. Вместо этого оно подкидывает обществу фальшивые «исследования», которые выполняют фирмы-»промокашки», потому что ни одна серьезная компания своим именем ради политической конъюнктуры министра Шадурскиса рисковать не будет.
Хроника реформы
В обосновании реформы русских школ минобразования и науки отчиталось о проделанной работе. Перечень мероприятий красноречиво демонстрирует направленность и «целевую аудиторию» действий.
2011 Перепись населения, вопросы о языке в семье.
2012 Референдум о присвоении русскому языку статуса государственного. «За» проголосовали 273,347 тысячи граждан Латвии, или 24,9% избирателей, против - 821,722 тысячи, или 74,8%. Голосование было преимущественно этническим.
2012 Введение единого для всех школ централизованного экзамена по латышскому языку.
2012-2014 Разработка и утверждение Преамбулы Конституции: «Латвийское государство создано для гарантирования существования латышской нации».
2010-2015 Закон об электронных СМИ и его изменения.
2016, июль. Утверждены направления формирования принадлежности государству школьников в процессе воспитания: Правила КМ №480 (15. 07. 2016)
2016, ноябрь. Утверждены нормы, запрещающие нелояльным педагогам работать в школах: изменения в Законе об образовании (приняты 23. 11. 2016).
2016, декабрь. Усилена ответственность директоров школ и система оценки: Правила КМ №831 «О порядке аккредитации образовательных учреждений, экзаменационных центров и других оговоренных Законом об образовании институций, общеобразовательных и профессиональных программ и оценке профессиональной работы руководителей вузовских школ, образовательных учреждений государства и самоуправлений (20. 12. 2016).
2017 Принята норма о прохождении централизованных экзаменов и испытаний на латышском языке без права выбора языка ответа, Правила КМ № 1510 «Порядок проведения государственных испытаний» (8. 08. 2017)
2017, ноябрь. Предложена реформа школ, предусматривающая:
- В дошкольных учреждениях, начиная с 5 лет, с 2019/2019 года внедрение новых направлений образования, чтобы по окончании образования в детском саду было обеспечено такое знание латышского языка, чтобы дети национальных меньшинств могли успешно начать учебу в начальной школе на латышском языке;
- С 2019/2020 учебного года в 7 классе переход на новый образовательный стандарт, который обеспечит по окончании основной школы преподавание 80% учебного материала на латышском языке;
- С 2020/2021 учебного года в общеобразовательных школах, при переходе на обучение на латышском языке, для школьников национальных меньшинств сохранится возможность освоить родной язык и литературу, а также предметы, связанные с культурой и историей нацменьшинств;
- по программе SAM 8. 3. 1. будут выделены деньги на проверку педагогов и курсы для совершенствования знаний латышского языка.
Людмила ПРИБЫЛЬСКАЯ.
.Подробнее читайте на vesti.lv ...












