2018-12-3 16:26 |
Как свидетельствует исследование агентства SKDS, за последние два года значительно изменилось отношение жителей Латвии к наплыву в страну дополнительной рабочей силы. Если в декабре 2016 года 47% жителей Латвии признавали приток дополнительной рабочей силы абсолютно нежелательным, а 35% - скорее нежелательным (суммарно 82%), то в октябре этого года только 22% его считают абсолютно нежелательным и 43% - скорее нежелательным (суммарно 65%), Если два года назад только 12% считали приток рабочей силы желательным (10% скорее желательным и 2% очень желательным), то в этом году уже 23% считают его более или менее желательным (соответственно 19% и 4%).
Настолько высокий уровень поддержки притока рабочей силы - исторический максимум с 2005 года, когда этот параметр начали измерять.
Исторически в Латвии сложилось очень неприязненное отношение общества к миграции рабочей силы. В 1988 году протесты против строительства метро в Риге, в основном, были именно потому, что такая грандиозная стройка повлекла бы большой приток рабочей силы из других советских республик, что воспринималось очень негативно.
В годы Атмоды был популярен лозунг или, как бы сказали сейчас, мем: рабочую силу ввозим, продукцию вывозим, отходы остаются нам. У этого лозунга тогда было очень негативное звучание.
За эти годы многое изменилось и экспорт продукции оценивается положительно, но отношение к притоку рабочей силы до самого последнего времени, как и подтвердило исследование SKDS, было достаточно негативным, но начало меняться.
Можно ли говорить о какой-то долгосрочной тенденции изменения общественного мнения? С полной уверенностью это утверждать нельзя, потому что отношение общества к притоку рабочей силы тесно связано с уровнем безработицы и фазой экономического цикла на конкретный момент. Прежний максимум доброжелательности к миграции рабочей силы был отмечен в 2007 году, когда показатели поддержки лишь немного отставали от нынешних, но с началом экономического кризиса и резким ростом безработицы очень быстро возникла неприязнь к миграции. Уже в 2009 году 89% жителей Латвии были против ввоза рабочей силы и только 6% его хоть как-то поддерживали.
Сейчас экономика Латвии находится в фазе расцвета (вопреки несокрушимой уверенности, что все только ухудшается), и рабочей силы не хватает практически во всех отраслях. Из-за сравнительно большой эмиграции, которая по-прежнему продолжается, и неблагоприятных демографических показателей число жителей Латвии сокращается, что опустошает и делает экономически бесперспективными большие районы страны. Один из способов, как разрешить проблему депопуляции - это ввоз рабочей силы со стороны. Но, как уже сказано, в Латвии миграция рабочей силы связана с глубокой исторической травмой, которую не так просто залечить. И тем не менее.
Надеяться, что в Латвию массово вернутся разъехавшиеся по разным ирландиям латвийцы, наивно. Конечно, многие вернутся, и со стороны государства нужно создать им благоприятные условия, но это не будет массовым явлением и проблему депопуляции не решит. Ни одна западная страна не избежала ввоза рабочей силы со стороны. Опыт развитых стран нужно очень внимательно изучать, чтобы не допустить той ошибки, из-за которой они сейчас вынуждены признать, что их политика мультикультурности провалилась. Ясно, что ввоз рабочей силы нельзя слишком либерализировать. Он должен вестись под очень строгим госконтролем и регулирование должно ставить жесткие рамки.
Отдельного и тщательного анализа заслуживает вопрос, откуда лучше завозить рабочую силу, если без этого обойтись нельзя. Либо из стран, где совсем другой культурный код (Африки и Азии), либо из ментально близких нам краев (бывшего СССР, особенно Украины).
У каждого из этих направлений есть свои плюсы и минусы. Способность этих людей адаптироваться и интегрироваться нужно будет специально изучить, чтобы разработать наиболее правильную политику миграции рабочей силы.
Один из основных факторов, которые вызывают у общества негативное отношение к ввозу рабочей силы, это тревога за сохранение латышскости в долгосрочной перспективе. Если в Латвии во всех сферах будет убедительно доминировать латышский язык, то такая тщательно контролируемая миграция не должна неблагоприятно повлиять на латвийское культурное пространство и в будущем. Поэтому если хоть немного будут приоткрыты ворота рабочей миграции, то просто необходима строгая или даже очень строгая языковая политика (особенно в сфере образования).
.Подробнее читайте на vesti.lv ...
Источник: vesti.lv | Рейтинг новостей: 136 |