Страх перед инопланетянами — лучший стимул для освоения космоса

Страх перед инопланетянами — лучший стимул для освоения космоса
фото показано с : vesti.lv

2019-1-4 22:00

Собеседник газеты «СЕГОДНЯ» - известный писатель и журналист Антон Первушин, автор ряда научно-фантастических и научно-популярных книг. Не так давно вышла его книга «Последний космический шанс», в которой он рассматривает перспективы космических путешествий и причины невероятного застоя в освоении космоса в наше время.

В Санкт-Петербурге

Мы беседуем с Антоном Ивановичем о перспективах космической экспансии человечества.

Дальний космос - это не скоро. . .

- С момента первого полета человека в космос прошло уже более полувека. Почему же мы до сих еще не живем на Луне и на Марсе?

- Все дело в том, что когда человек столкнулся с реальным, невыдуманным космосом, выяснилось, что это куда более враждебная среда, чем предполагали изначально. В начале XX века космос в глазах человека выглядел совершенно не так, как сегодня. Тот же Марс считали очень похожим на Землю - с пригодной для жизни атмосферой, с морями, реками, растительностью, животными и, возможно, с цивилизацией, проложившей знаменитые марсианские каналы. Ничего не было известно ни о радиационном воздействии космоса, ни о том, как ведет себя организм в условиях невесомости. Например, Циолковский считал невесомость благоприятной для человека средой и даже предлагал отправлять на орбиту стариков и инвалидов, чтобы продлить им жизнь. Вообще считалось, что в космической среде, пронизанной благотворной солнечной энергией, все будет невиданно плодоносить и колоситься. Фантасты первой половины XX века описывали внеземные огороды, колонии и так далее.

- Это все оказалось иллюзиями?

- Да, многое. Выяснилось, например, что на Марсе нет магнитного поля и столь слабая атмосфера, что передвигаться по его поверхности можно не иначе как в скафандре. Для ученых стало неожиданностью, что нашу собственную планету окружают губительные радиационные пояса; новостью стало и наличие смертоносного галактического излучения. Оказалось, что длительное пребывание в невесомости на самом деле отражается на организме самым негативным образом. Нахождение в космосе чревато повреждением разных клеток, увеличивается риск онкозаболеваний. Мне доводилось слышать от осведомленных людей, что вернувшимся с орбиты космонавтам настоятельно советуют не заводить детей - последствия могут быть непредсказуемыми. Да и космические огороды не отличаются какой-то высокой урожайностью по сравнению с земными. Но наиболее, на мой взгляд, серьезные препятствия обнаружились в энергетической сфере. Для передвижения в космическом пространстве необходимы мощные и надежные двигатели, а таковых до сих пор нет.

- Почему?

- В свое время космонавты, ученые и писатели - почитайте Лема или Стругацких - мечтали о фотонных звездолетах, использующих, в качестве топлива антивещество, энергию от его аннигиляции. В 60-х казалось, что подобные двигатели появятся уже буквально завтра. Много писали и об атомных двигателях с урановыми реакторами. При этом мечтатели совершенно не задумывались, как будет утилизироваться тот громадный объем «избыточного» тепла, что получится при работе таких двигателей. На наземных АЭС, на атомных подводных лодках для этой цели используется вода. Если поставить атомную установку на самолете, задача резко усложняется - для охлаждения придется прокачивать огромное количество воздуха. А как это делать в космосе, в вакууме? Если вы возьмете с собой какой-то теплоноситель, чтобы его потом выбрасывать, потребуется брать нереально гигантские запасы. Или придется брать с собой огромные, величиной с футбольные поля, и капризные теплоизлучатели. Сегодня авторитетные специалисты сходятся на том, что обширная космическая экспансия человечества невозможна без двигательных установок, использующих силу ядерного взрыва. Это высвобождает столь мощную энергию, что она позволит перебрасывать к другим планетам значительные массы груза, которые не потянут нынешние ракетные двигатели на водородно-кислородном топливе. На атомных двигателях мы сможем разогнаться до десяти, а то и до пятнадцати процентов от световой скорости. Однако приходится думать, что надежные атомные космические двигатели появятся еще очень нескоро. . .

Изменить человека

- Но ведь, наверное, все эти технические вопросы можно как-то решить?

- Можно-то можно, но человечество само ставит себе препоны. Например, создание пилотируемого ядерно-импульсного космического корабля (так называемого «взрыволета») начало дискутироваться еще в 50-60-х годах - я имею в виду проекты «Орион» и «Дедал». Однако сейчас существует международный договор о запрете на проведение в космосе ядерных испытаний, хотя официально его не пролонгировали.

Впрочем, будучи инженером по образованию и позитивистом по взглядам, считаю, что любая техническая проблема может быть решена. Но тут основные трудности, на мой взгляд, лежат в сфере биологии. Если мы желаем отправлять в космос человека в том виде, в котором он существует сейчас, необходимы серьезные решения, типа создания искусственного магнитного поля. Необходима разработка и других видов защиты.

На самом деле исследования в этом направлении уже ведутся, поскольку американцы разрабатывают планы создания обитаемой базы на лунной орбите. Однако в чем тут беда? Несколько лет назад я был на конференции Института медико-биологических проблем, и там откровенно говорили, что еще никогда исследования в этой сфере не велись последовательно. До сих пор решались лишь какие-то отдельные вопросы, связанные с пребыванием человеческого организма в космосе - под разные конкретные задачи. Но этого не происходит системно, увы. . .

- А что вы имели в виду под словами «человек в его нынешнем виде»?

- Ну, если мы все более широко занимаемся генным модифицированием организмов, то можем модифицировать и самого человека, лучше приспособив его к космическим полетам. Забавно, но мы таким образом вернемся фактически к истокам - приспосабливать человека к космосу начинали еще на заре таких полетов. Например, людям, собиравшимся на орбитальные станции, удаляли аппендикс и меняли зубы на искусственные - чтобы подстраховать их от различных ЧП, самостоятельно справиться с которыми они не смогли бы. Правда, практиковать это довольно быстро прекратили, сочли излишеством. Но сейчас у нас куда более широкие возможности по вмешательству в организм с целью его усовершенствования - чтобы он легче переносил радиацию и невесомость. Если задачу поставят, то она будет решена. Но пока никто такой задачи не ставит. Ведь пока человечество не имеет реальных намерений по заселению других планет.

На пыльных тропинках далёких планет. . .

- Почему же не имеет?

- Все было бы по-другому, окажись на Марсе цивилизация, пусть даже самая примитивная и отсталая. Рискну высказать мнение, которое кому-то покажется эпатажным. Почему в мире так много денег выделяется на военные нужды? Потому что действует безотказная риторика: враг у порога, необходимо, отказываясь от самого необходимого, разрабатывать и производить новое оружие, а иначе он, разумеется, нападет на нас и поработит.

Застопорившаяся было космическая экспансия человечества вновь рванет полным ходом, как только астрономы найдут на просторах Вселенной планету с жизнью. Вот тогда разработка и создание звездолетов пойдут с потрясающей скоростью - надо же будет слетать на разведку! Причем вовсе не в надежде найти и обнять братьев по разуму, а единственно лишь для того, чтобы убедиться, насколько они опасны, не собираются ли, грубо говоря, съесть всех земных мужчин и изнасиловать всех земных женщин?

Оптимистические ожидания времен Циолковского и Ефремова давно канули в прошлое, теперь массовая психология сформирована фильмами типа «День независимости», «Чужой» и «Хищник». Возобладала концепция Вселенной как темного и опасного леса. Мы отчаянно боимся инопланетян, и из-за этого страха попытаемся навестить их, чтобы разузнать о них как можно больше. И обезопаситься, если понадобится. Хотя, конечно, для массовой аудитории выдумают массу других мотиваций межпланетного полета. Одним скажут, например, что мы летим, чтобы установить контакт с нашими инопланетными братьями. Другим - что хотим снять новую, особо экзотическую, серию Animal Planet. Третьим - что желаем узнать, приходил ли Иисус к инопланетянам или нет.

- А как насчет других обоснований - например, чисто научных?

- Знакомые астрофизики говорят так: ну, если государство снарядит наконец пилотируемый полет на Луну, у нас найдется, конечно, чем «загрузить» такую миссию. Нам есть что там изучать. Но! Если вы те деньги, что задумали потратить на пилотируемую экспедицию, просто передадите нам, мы отправим туда с десяток луноходов - и это будет гораздо полезнее и эффективнее для науки. При нынешнем положении вещей изучать Вселенную дешевле, проще и удобнее при помощи дистанционно управляемых роботов.

Свежайший пример - продолжавшаяся двадцать лет экспедиция «Кассини», в ходе которой удалось получить ценнейшие сведения о кольцах Сатурна. Возвращаясь же к нашему естественному спутнику, хочу поставить вопрос: что сейчас человеку делать на Луне? Побродить взад-вперед, как американцы в свое время? Ну, можно еще, конечно, слетать туда, чтобы найти там следы астронавтов и заткнуть этим рты многочисленным верующим в «лунный заговор». Все! Каких-то особо ценных полезных ископаемых, ресурсов там нет. Единственное исключение - залежи неокисленных металлов: железа, титана. Но для их разработки потребуется технология, к которой мы пока даже не подступались. . .

- К слову, относительно инопланетной жизни - многие ученые демонстрируют пессимизм по этому поводу. . .

- Я придерживаюсь совершенно другой точки зрения. Считаю, что жизни во Вселенной много - не факт, конечно, что разумной. И мы сможем до нее дотянуться. Тут уже можно обсуждать конкретные аспекты путешествий к другим звездным системам. Такие путешествия не обязательно будут укладываться в сроки, поражающие воображение. Например, на одной десятой от световой скорости земной корабль долетит до Альфа Центавра всего за сорок лет, до Тау Кита - за сто лет. Сто лет - это максимально приемлемый срок с точки зрения человеческой психологии.

Конечно, люди в первый полет не отправятся. Вместо них полетят роботы-разведчики, более удобные в том плане, что для них нет ограничений, свойственных человеческому организму. Скажем, есть проект создания искусственной кометы, которую разгоняют за счет выжигания в атомных реакторах содержащегося в ней вещества. Поскольку на ней не будет людей, такую комету не придется искусственно притормаживать, дабы уберечь экипаж от перегрузок.

- Но даже сто лет срок солидный. Будет ли экипаж космического корабля на это время погружен в гибернацию?

- Фантасты очень любят описывать развитые криотехнологии, позволяющие замораживать человека без вреда для него на какой угодно срок. Увы, это всего лишь литература - пока, судя по имеющимся научным данным, нет никакой надежды, что подобные технологии появятся в реальности в ближайшем будущем. Настоящих прорывов тут нет и не предвидится. К звездам придется отправлять так называемые «корабли поколений» - деды стартуют, внуки добираются до цели.

Корабли поколений - опять же излюбленная тема фантастов, о них писали Хайнлайн, Саймак, Гаррисон, Олдисс. . . И очень часто в этих книгах члены экипажей кораблей поколений вступали в конфликты друг с другом, деградировали, дичали. . . Как такого не допустить? Тут очень много работы для психологов - готовить людей, внутренне понимающих, что до цели они не доберутся. Некоторые вещи могут показаться человеку сегодняшнего дня просто шокирующими. Например, экипаж могут составить полиаморные семьи, в которых у одного человека существуют любовные отношения одновременно с несколькими людьми - с согласия и одобрения всех участников этих отношений. Таким образом, резко уменьшается питательная почва для конфликтов, которые часто возникают из-за ревности. Плюс такие корабли будут поддерживать постоянную связь с Землей, чтобы уменьшить у членов их экипажей чувство оторванности от человечества.

Покинуть колыбель

- Энтузиасты освоения космоса, поклонники научно-фантастической литературы мечтают о покорении гиперпространства, о легендарном варп-двигателе, который позволит переноситься к звездам в мгновение ока. Скажете, это заведомая сказка?

- А вот и нет, не скажу. Этим вопросом занимаются вполне серьезные люди. Например, существует теоретическая идея так называемого «пузыря Алькубьерре». Это идея, основанная на решении уравнений Эйнштейна, предложенная мексиканским физиком-теоретиком Мигелем Алькубьерре. Он считает, что космический аппарат может достичь сверхсветовой скорости.

Логика его рассуждений такова. Движение выше скорости света для объектов с действительной ненулевой массой в нормальном пространстве-времени невозможно. Однако вместо перемещения выше скорости света в пределах локальной системы координат космический корабль может двигаться, сжимая пространство перед собой и расширяя его позади («варп-сфера») - что позволяет ему фактически перемещаться с любой скоростью, в том числе и быстрее света.

За разработку этой идеи взялся американский инженер Гарольд Уайт, возглавляющий при НАСА исследовательскую группу Eagleworks из Advanced Propulsion Physics Laboratory (лаборатория исследования продвинутых форм движения). Он разработал интерферометр Уайта-Джудея, с помощью которого ученые пытаются обнаружить эффект искривления пространства-времени. И вроде бы первые результаты обнадеживающие. . .

- Ого, значит, это возможно?

- Не все так просто. Я, как энергетик по образованию, сразу задаюсь вопросом: сколько топлива понадобится для двигателя, действующего на основе принципа Алькубьерре? Сам Алькубьерре говорил, что для создания «варп-сферы» ему потребуется экзотическая материя с отрицательной массой и отрицательным тяготением - объемом с Юпитер. Уайт же считает, что, если создать соответствующую технологию и довести ее до ума, понадобится объем подобной материи массой с автоматическую межпланетную станцию «Вояджер».

Но это все еще пока теоретические расчеты. Сколько реально потребуется - пока никто точно предсказать не берется. И самое главное - пока что в нашем распоряжении нет ни грамма, ни нанограмма этой экзотической материи! И мы пока ещн не знаем, как ее добывать. А сколько энергии придется потратить на ее получение, не берутся сказать ни Уайт, ни Алькубьерре. Но, может быть, удастся и синтезировать экзотическое вещество, и построить варп-двигатель, и отправиться с его помощью к звездам - человеческая мысль очень изворотлива.

- И как тогда изменится жизнь человечества?

- Считаю, что даже если задачу создания варп-двигателя удастся решить, доступ к нему останется уделом исключительно лишь больших корпораций. То есть супердвигатель не поступит в распоряжение массового потребителя, чтобы им мог воспользоваться любой желающий. Это слишком сложная технология, для того чтобы обеспечить какой-то прорыв в частной космонавтике.

Тут можно провести аналогию. Один человек способен построить яхту, но трансатлантический лайнер он не соберет при всем желании. Большие космические экспедиции, освоение других планет будут проходить под руководством крупных агентств, специально для этого созданных. В любом случае, в жизни человечества начнется новая интереснейшая эпоха - когда оно наконец покинет свою колыбель.

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ,

собкор газеты «СЕГОДНЯ»

В Санкт-Петербурге.

.

Подробнее читайте на ...

человека человечества создания других придется алькубьерре скорости космос

Фото: vesti.lv

Геном человечества

Наше назначение — раз за разом нарушать границы, познавая мирЮрий Громыко - один из известнейших российских умов современности: психолог, педагог, методолог, футуролог. Перечислять ранги и регалии этого замечательного человека можно долго, поэтому ограничимся самым основным: директор Московского института опережающих исследований имени Шифферса, доктор психологических наук, профессор Британской школы социально-экономических исследований. vesti.lv »

2017-11-01 18:14